• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Антимонопольное регулирование на финансовых рынках

УФАС отстаивает свободу на рынке приема коммунальных платежей

20 июня 2011 года комиссия Иркутского управления ФАС России вынесла решение – признать четыре управляющие компании: ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», «Северное управление жилищно-коммунальными системами», «Западное управление жилищно-коммунальными системами» и ООО «Сибирская» - нарушившими закон «О защите конкуренции» по статье «согласованные действия». Это дело о «сговоре» управдомов на рынке приема коммунальных платежей было возбуждено по заявлению ООО «Сиброн» (единая система «Город»), от услуг которого в одночасье отказались названные УК, в ведении которых находится 82% многоквартирных домов Иркутска. Иркутяне не успели забыть хорошо отлаженную многолетнюю работу системы «Город», через которую вносились и обрабатывались платежи жителей областного центра. Что показало антимонопольное расследование? Четыре крупнейших управдома областного центра – участники одного рынка, которые, по логике, должны находиться в конкурентных отношениях между собой, - совершают согласованные действия: практически одномоментно, никак не обоснованно отказываются от услуг испытанного партнера, договоры с «Сиброном» были расторгнуты в декабре 2010 года, в очень близкие числа. А чуть раньше – 4 ноября – все четыре компании, заметьте, синхронно подписывают договоры на те же услуги с новым юридическим лицом  - частной «Иркутской процессинговой компанией», которая зарегистрирована буквально накануне подписания с ней договоров. Результат этих согласованных действий – ограничение конкуренции на рынке сбора платежей. Для старого партнера - ООО «Сиброн» рынок закрыт. В то же время управдомы обеспечивают выход на этот рынок ранее неизвестного хозяйствующего субъекта – процессинговой компании.  Это, так сказать экономическая и юридическая сторона вопроса. Есть еще и социальная. Порушена давно отлаженная, надежная система обслуживания платежей населения, у которой была разветвленная сеть пунктов приема денег по всем районам Иркутска. Новый платежный агент  принимает их только после соответствующей регистрации и заполнения различных форм в ограниченных местах (на момент вынесения решения УФАС было всего 10 рассчетно-кассовых центров). Квартету управляющих компанийвыданы предписания антимонопольного органа. Суть их сводится к тому, что ни одна из них не может без внятных и существенных оснований отказать в заключении договора по обслуживанию коммунальных платежей любому хозяйствующему субъекту, который обратится к ним с таким предложением. Ограничений к доступу на этот рынок быть не должно. Т.е. свои услуги может предложить «Сиброн», а наряду с ним – и процессинговая компания, и какая-то другая структура. Должны быть нормальные конкурентные отношения. Нашими предписаниями установлен календарный «коридор» для входа на рынок приема платежей населения – до конца текущего года, то есть до 30 декабря. Если за это время кому-то из претендентов будет отказано в заключении договора, антимонопольный орган вмешается и досконально проверит, каковы основания отказа. Несомненно, УФАС столкнулся с перспективой очередного изнурительного судебного процесса. Ответчики по делу решили сами привлечь к ответу антимонопольщиков в порядке арбитража. Решение и предписания УФАС будут обжалованы, защитникам конкуренции придется отстаивать свою правоту и чистоту состязательности в судебных ристалищах. (Федералпресс-Восточная Сибирь)