Эксперты Совета по рекламе оценили спорную рекламу

01 июля 2016 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по рекламе при Иркутском УФАС России под председательством заместителя руководителя Управления – Кулиша Александра Владимировича.

В работе экспертного совета приняли участие представители Управления Роскомнадзора по Иркутской области, психологи и лингвисты научного сообщества города Иркутска, представители религиозных и общественных организаций.

На обозрение членам совета было представлено 5 рекламных материалов с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», жалобы на которые поступили в Иркутское УФАС России.

Эксперты по сложившейся традиции оценили  представленную рекламу на  соответствие статьи 5 федерального закона "О рекламе". Часть 4 которой говорит о том, что реклама не  должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром, или осуждать таких лиц; часть 6 статьи 5 говорит, что в рекламе не допускается использование оскорбительных образов, сравнений и выражений и т.д.

Первыми материалами, представленными на рассмотрение членам Совета, стал баннер магазина для взрослых «Хотеть и мочь». По итогам анализа изображение мускулистого мужчины признали не противоречащим морали, а рекламу соответствующей требованиям Закона о рекламе.

В создании фона социального неблагополучия и пропаганде насилия на улицах города Ангарска обвинил местный житель рекламу такси «Сатурн», вынесенную на обсуждение вторым вопросом. На баннерах, размещенных в городе Ангарске и Иркутске,  изображены  молодые люди со следами насилия, которые, судя по надписи, пожалели 60 рублей на такси до дома. Абсолютным большинством члены совета признали рекламу ненадлежащей, формирующей чувство страха и опасности, и поэтому являющейся оскорбительной.

Третьим пунктом, вынесенным на обсуждение Совета, была информация, размещенная на рекламной конструкции в г.Ангарске и содержащая в себе изображение национальной символики Турции и Болгарии в оценке значками, используемыми в электронных сообщениях. В итоге реклама была признана оскорбляющей национальное достоинство и  противоречащей законодательству РФ «О рекламе».

Реклама услуг  в братской газете «Поехали» вызвала у экспертов резко негативную реакцию, но, по итогам анализа, ни в одном из случаев невозможно квалифицировать изображение бабочек и цветов как ненадлежащую рекламу. Информация, размещенная в газете, не содержит выражения и характеристики предлагаемых услуг, формирующих в восприятии потребителей непристойные образы – закон не нарушен. Вместе с тем, подавляющей части экспертов понятно какие виды услуг скрываются под картинками, но скрывается ли под ней противоправное действие и является ли это нарушением ст.7 Закона о рекламе, определить достоверно под силу только правоохранительным органам. Члены Совета признали, что реклама может содержать элементы рекламы интимных услуг, поэтому требует доказывания, в связи с чем, рекомендовали обратиться в ГУВД Иркутской области.

На вопрос о рекламе диспетчерской службы такси «Максим»: «К каким услугам привлекается внимание и поддерживается интерес в указанной рекламе?» эксперты ответили: «к рекламе перевозки пассажиров». С тем, что использование общедоступного символа такси (шашечки на желтом фоне; указание стоимости поездки на листовке),  однозначно трактуется как услуги такси, согласилось 12 из 13 экспертов.

На заседании Экспертного совета также присутствовали представители средств массовой информации, которые освещали данное мероприятие на региональных телеканалах, печатных и интернет СМИ.

В завершении заседания, Председатель Совета – Александр Владимирович Кулиш поблагодарил членов Совета за участие, эффективное сотрудничество и успешное  функционирование Экспертного совета по рекламе при Иркутском УФАС.

Результаты Экспертного совета будут учтены при вынесении антимонопольным органом решения о законности предложенной для обсуждения рекламы.