Заговор кабельщиков в Ангарске

История вопроса показала, что у четырех операторов КТВ в Ангарске вот уже почти пять лет цены оставались неизменными и очень недорогими. ООО «Ангарское телевидение» брало за свои услуги 50 рублей в месяц с абонента, ЗАО «Завод РТА» - 48 рублей, ООО «Астратех» и ООО «Телесистема «Астра» - по 64 рубля. Начиная с последнего месяца прошлого года завод РТА предложил своим потребителям платить за доставку сигнала к телеприемникам 120 рублей в месяц, остальные кабельщики увеличили цену до 180 рублей. На вопрос комиссии Иркутского УФАС о том, что понудило их так поступить, продавцы зрелищ привели разные «убедительные» доводы. Кто-то сослался на увеличение затрат в связи с «легализацией», то есть заключением договоров с лицензиатами-вещателями спутниковых каналов. Кто-то сетовал на удорожание содержания сетей и оборудования. Назывались цифры повышения платы за трансляцию каналов. В качестве обоснования новых абонентских цен приводилась необходимость технического перевооружения и расширения спектра услуг (предоставление доступа к Интернету, распространение бесплатной газетной информации). Были даже ссылки на положительную динамику курса доллара, а также откровенные признания в стремлении соответствовать сложившейся в регионе конъюнктуре рынка кабельного вещания. Во всех этих аргументационных построениях специалистам антимонопольного управления пришлось досконально разобраться. И вот что было установлено. Рабочие затраты у четверки операторов менялись далеко не одинаково и в разные периоды прошлого года. Повысить плату для потребителей, вероятно, каждый из них мог бы, но, руководствуясь реальной хозяйственной картиной, сделал бы это в разные сроки. Да и суммы новых тарифов никак не оказались бы одинаковыми. Как показал анализ экономистов УФАС, кабельщиками руководили отнюдь не затратные мотивы, а стремление, увеличив доходы, сохранить сложившееся разделение рынка. Все операторы КТВ в Ангарске – «Астратех», телесистема «Астра», завод РТА и Ангарское телевидение – подняли плату за свои услуги одновременно, синхронно и практически установили единый уровень цен, что поставило их потребителей в ситуацию, когда они лишены возможности переместить свой спрос от одного продавца товара к другому. Сделали это хозяйствующие субъекты при очевидных разновеликих размерах затрат, при разном наполнении пакетов предоставляемых услуг. Причем, данные действия могли быть выгодны всем участникам согласованных действий только при условии, что эти действия заранее известны каждому из них. Иначе, подними цену один или двое из операторов, клиентская база могла бы уйти под крыло остальных. Если же цены изменят все сразу, потребителям не останется ничего другого, как только согласиться с ними. Таким образом, основные признаки согласованных действий налицо. В таких обстоятельствах согласованность действий может быть установлена и без документального подтверждения наличия договоренности. Это и отразилось в решении Иркутского УФАС, которое признало всех участников кабельной четверки нарушителями 11 статьи закона «О защите конкуренции». Им предписано устранить нарушение конкурентного права и не допускать его впредь. Должностным лицам всех четырех компаний, а именно генеральным директорам, единолично принимавшим решение о повышении абонентских цен, предстоит в дальнейшем заплатить штрафы. Размер взысканий будет рассчитан в ходе административного производства, которое начнется только после того, как решение и предписание антимонопольного органа вступят в законную силу. Таковы теперь требования законодательства после принятия так называемого «второго антимонопольного пакета».