протокол 12.11.2013

ПРОТОКОЛ

 

открытого заседания (круглого стола) общественно-консультативного совета

при Управлении Федеральной антимонопольной службы

по Иркутской области

 

12.11.2013

 

Присутствовали:

 

Заморина В.А. – руководитель УФАС, председатель общественно-консультационного совета;

Члены Совета: Э.Б. Яроцкий – председатель Иркутского областного отделения ИРО «Опора России», сопредседатель совета; В.Н. Труфанов – председатель совета ИРО «Деловая Россия, И.И. Галяутдинов – председатель общественной организации предпринимателей Иркутской области; Ю.Ф. Логачев – президент НКО «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области»; Ю.В. Андрианов –председатель Шелеховского ТО «Опоры России»; В.Ф. Кубеков – председатель Ангарского ТО «Опоры России»; В.И. Снегирев – генеральный директор Иркутского агентства развития бизнеса; С.С. Вахонин – член правления Союза строителей Иркутской области.

 

Отсутствовали: В.М. Рыков – директор колледжа Байкальского университета экономики и права; Худаков Д. Б. – председатель некоммерческого партнерства крестьянских фермерских хозяйств Иркутской области;

 

Приглашенные к диалогу:

 

Першина Галина Николаевна – начальник управления малого и среднего бизнеса Минэкономразвития Иркутской области;

Копылова Ольга Валерьевна – и.о. начальника отдела поддержки предпринимательства департамента предпринимательства и развития потребительского рынка комитета по экономике администрации г.Иркутска.

 

Присутствовала съемочная группа телекомпании АИСТ

 

Тема «круглого стола»:

 

«Рассмотрение путей рационализации в предоставлении государственной и муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса».

 

С докладом по теме выступил И.И. Галяутдинов, отразивший следующие проблемы.

 

Становление класса активных людей, курс на привлечение инвестиций в малый и средний бизнес по-прежнему остаются декларациями государства, которые практически не подкреплены реальными механизмами и инфраструктурой. По рейтингу последнего Всемирного экономического форума, наша страна, хоть и поднялась на три строчки вверх, все же имеет одни из худших в мире позиций. Она занимает 133 место по защите прав собственности, 109 – по уровню борьбы с коррупцией, 120 – по тяжести государственного регулирования, 118 – по эффективности правовой системы для разрешения споров и т.д. Когда такова национальная макросистема, трудно ждать чудес и на региональном уровне.

 

Основная проблема регионального значения – огромный скепсис предпринимателей о возможности получения субсидий на бизнес-проекты по конкурсам. Конкурсы эти скомканы по времени и практически все смещены к концу года. Финансовая поддержка бизнесу, мало того, что мизерная, фактически оказывается с опозданием.

 

Отсутствует какой бы то ни было мониторинг эффективности оказания этой помощи. Нет исследований в этой области. А значит, невозможно выстроить стратегию улучшения взаимодействия бизнеса и власти, определить приоритеты в развитии предпринимательства, формы совершенствования и развития существующих механизмов.

 

Нет практически действенной площадки для диалога между предпринимателями, законодателями и исполнительной властью области. Множество общественно-консультативных советов, созданных при различных структурах, практически не работают. Исключением являются ОКСы при управлении ФАС и областной прокуратуре.

 

Катастрофически не восполнена потребность в консалтинговой, кассационной помощи. Нет комплексной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, отсутствуют технопарки и бизнес-инкубаторы. Недавно воссозданный минэкономразвития центр поддержки  предпринимательства области пока не готов решить всех проблем.  

 

Высказывались:

 

В.А. Заморина:

 

Необходима исчерпывающая доступная информация обо всех видах помощи бизнесу на сайте минэкономразвития Правительства Иркутской области, где были бы видны все долгосрочные программы на конкретный период, желательно с конкретной разбивкой на весь год. С подробным разъяснением: каков порядок получения этой помощи, всем ли она предоставляется или выборочно, каковы критерии отбора претендентов и т.д. Чтобы хозсубъекты могли определиться уже в начале года, в каких именно конкурсах или программах они хотели бы поучаствовать. Чем больше открытой и внятной информации – тем меньше потом возникнет коррумпированных схем.

 

Г.Н. Першина:

 

На сайте минэкономразвития мы постарались разместить как можно больше информации. На сайте центра поддержки предпринимательства предполагается максимальная информационная наполненность. Обо всех мероприятиях, консультациях, тренингах, программах. Каким категориям они будут адресованы и т.д.

 

По поводу того, что конкурсы обычно сдвигаются к концу года, пока это трудно преодолеть. Софинансирование всех программ делится по схеме: 20% областного бюджета и 80% - федерального. Федерация всегда тянет с деньгами, а своей маленькой долей мы не можем эффективно распорядиться.

 

С.С. Вахонин: 

 

Почему не проводятся конкурсы по стимулированию энергосбережения и участию малого и среднего бизнеса в программах энергосервиса? Ведь на энергосбережение  заложены субсидии. Как они распределяются? Энергосервисных контрактов мы не видим. Бизнес в этой нише не присутствует. Нацеленные на это деньги, очевидно, перераспределяются. А почему? Ведь есть у хозсубъектов интерес к этой сфере, и социальный заказ вроде бы продекларирован. В 2013 году под энергосбережение в РФ заложены порядка 11 триллионов рублей.

 

В.А. Заморина:

 

Органам власти следует организовать доступ бизнеса к оказанию энергосервисных услуг – и предприниматели сами там сумеют заработать. Не надо их даже из бюджета поддерживать. Просто откройте доступ к рынку – это тоже способ поддержки.

 

В.Н. Труфанов:

 

Я много лет участвовал в конкурсах, потом отказался. Суммы финансирования разочаровывают. В прошлом году давали на всю область всего 507 миллионов. Ну, скольких тут можно поддержать? Нынче – и того меньше: чуть больше 300 миллионов.

 

Э.Б. Яроцкий:

 

На помощь инновационному бизнесу заложили 25 миллионов. Это что, пять проектов получат по 5 миллионов? О каком развитии инноваций может идти речь?

 

В.Н. Труфанов:

 

Шансы попасть в эту «благодать» ничтожно малы у конкретного предпринимателя, может быть, ниже одного процента. Надо просить губернатора, Законодательное собрание провести открытые слушания по корректировке программ финансирования бизнеса. Сегодняшние объемы не отвечают задачам развития региона. Надо сигнализировать об этом центру Федерации. Чтобы дорабатывались программы развития Сибири и Дальнего Востока. Иркутская область не попала ни в одну серьезную федеральную программу.

 

В.И. Снегирев:

 

Инфраструктуру поддержки бизнеса нужно не развивать даже, а восстанавливать. Информировать обо всех формах поддержки нужно не только на сайтах минэкономразвития, а и на всех ведущих деловых сайтах региона – на порталах «Опоры», «Делового мира», на ирк.ру, наконец. Выходить ко всем секторам целевой аудитории.

 

Лизинговые платежи оптимально не компенсировать, а авансировать. Как это делается, например, в соседней Бурятии. Конкурсы проводить так, чтобы механизм был постоянно действующий.

 

В.Ф. Логачев:

 

Новая редакция Лесного Кодекса не выдерживает никакой критики. Интересы малого и среднего бизнеса там вообще проигнорированы. Условия аренды участков нужно менять, учитывать преимущества долгосрочных арендаторов. Много других недоработок.

 

В.Ф. Кубеков:

 

Нужна грамотная экспертиза решений муниципалитетов, которые касаются бизнеса. Надо, чтобы эффективно заработал механизм «упрощенки». Узок список социально-значимых видов деятельности, мы ходатайствовали в минэкономразвития о его расширении. Отклика нет.

 

Э.Б. Яроцкий:

 

Необходима постоянно действующая площадка при губернаторе. В  декабре стартует такой совет. Все предложения надо направить туда.

 

О.В. Копылова:

 

Мы не в курсе многих проблем бизнесменов. Предприниматели не приходят и нас не зовут к диалогу. Нет площадки для взаимодействия.

 

В.А. Заморина:

 

Администрации областного центра необходимо активизировать работу по взаимодействию с предпринимателями, а не ждать, пока они придут с предложениями о сотрудничестве.

 

Решили:

 

Направить на заседание совета по развитию бизнеса при губернаторе Иркутской области следующие предложения:

 

1)      Наладить регулярное проведение заседаний совета по развитию бизнеса при губернаторе как рабочей площадки для выработки стратегии и тактики развития малого и среднего бизнеса в регионе.

2)      Организовать грамотный ежегодный мониторинг и анализ эффективности предоставляемой предпринимателям помощи.

3)      Законодательному собранию Иркутской области обосновать и направить в Федеральный центр инициативу об увеличении финансирования программ поддержки предпринимательства для региона.

4)      Законодательному собранию выступить с законодательной инициативой о корректировке Лесного кодекса с целью обеспечения доступа к рынкам отрасли малого и среднего бизнеса.

5)       Минэкономразвития продумать организационные формы доступа малого и среднего бизнеса к программам энергосбережения и рынку энергосервиса.

6)      Восстанавливать и развивать в области комплексную инфраструктуру поддержки предпринимательства: налаживать действенную работу центра поддержки, открывать технопарки и бизнес-инкубаторы.

7)      Неэффективный механизм компенсации лизинговых платежей заменить системой авансирования на лизинг.

8)      Добиться, чтобы конкурсы на получение бюджетной помощи предпринимателями проводились на постоянной основе, хотя бы раз в квартал.

9)      Обеспечить широкое информирование хозсубъектов и общественности о проведении всех конкурсов и реализации программ по поддержке малого и среднего бизнеса. 

10)  Расширить список социально-значимых видов предпринимательства, претендующих на бюджетную помощь, с учетом потребностей населения региона.

 

Председатель совета                                                                                В.А. Заморина

Секретарь совета                                                                                      М.В. Рыбак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата проведения Совета: 
11 декабря 2013, 15:16
Файл: 

Файлы для скачивания

ПРОТОКОЛ
Тип файла: doc
Размер файла: 0.05 МБ