08.04.2014 г. состоялось очередное заседание экспертного совета по рекламе

Протокол

Заседания экспертного совета по рекламе при Иркутском УФАС России

 

г. Иркутск                                                                                            08.04.2014 г.

 

 

Председательствовал: Кулиш Александр Владимирович – председатель экспертного совета, заместитель руководителя Иркутского УФАС;

 

Присутствовали:

 

Пур Сергей Григорьевич – заместитель председателя экспертного совета, начальник отдела контроля рекламы Иркутского УФАС;

 

Рыбак Марина Владимировна – секретарь экспертного совета по рекламе, пресс-секретарь Иркутского УФАС;

 

Гимельштейн Александр Владимирович – председатель Иркутского отделения Союза журналистов России;

 

Священник Павел Телегин – иерей Иркутской Епархии Русской Православной Церкви;

 

Мингалеев Фарид Мирзагитович – муфтий Иркутской соборной мечети.

 

Евладов Алексей Сергеевич – начальник департамента предпринимательства и развития потребительского рынка администрации г. Иркутска;

 

Кичатинова Ольга Владимировна – преподаватель Международного института экономики и лингвистики ИГУ, доцент, кандидат филологических наук;

 

Сосновский Илья Захидович – доцент кафедры рекламы и PR ИГЛУ;

 

Боллигер Лариса Васильевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии НИ ИрГТУ;

 

Артемьева Ольга Аркадьевна – доктор психологический наук, доцент факультета психологии ИГУ.

 

Железняк Ольга Евгеньевна – заведующая кафедрой дизайна Института изобразительных искусств и социальных наук НИ ИрГТУ, кандидат искусствоведения, профессор;

 

Есипов Владислав Витальевич – заведующий кафедрой искусствоведения Института изобразительных искусств и социальных наук НИ ИрГТУ, доктор исторический наук, профессор.

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

Председатель А.В. Кулиш открыл заседание, доложил информацию о результатах рассмотрения дел, возбужденных по фактам распространения реклам, являвшихся предметом рассмотрения предыдущих заседаний экспертных советов.

Далее председатель огласил повестку заседания. Для обсуждения было предложено 8 рекламных продуктов:

 

  1. Реклама клуба – ресторана «Beerloga XL»;

2.   Реклама акции «Счастливый билет» в Российской газете»;

3.  Реклама бара «KILLFISH в виде смс – сообщения» с использованием следующих выражений: «V 4est dnya Sv. Valentina – akciya «Vduy za kokteyl4ik!»; «Peyte sami i spaivayte svoi vtorye polovinki!»;

 

4  Реклама бара «KILLFISH в виде смс – сообщения» с использованием следующих выражений: «Vnimanie! V Irkutske ojidaetsya viski navodnenie! Viski William Lawson 1+1! Pokupaete odnu porciyu – vtoraya v podarok!

 

5.   Реклама «American Bar&Grill BBQ»;

6.   Реклама с изображением С.Есенина;

7.   Реклама ресторана – клуба «Изюм»;

8.   Реклама сайта «BABR.RU».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реклама клуба – ресторана «Beerloga XL», распространенная в информационно – телекоммуникационной сети интернет на сайте irk.fm. с использованием олимпийской символики и следующего выражения: «Хоккей на шпильках, биатлон на палках и алко – эстафета – вот наша Олимпийская программа на эти выходные».

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением требований рекламного законодательства РФ выявлена указанная реклама с использованием олимпийской символики, а также выражения «хоккей на шпильках, биатлон на палках и алко – эстафета – вот наша Олимпийская программа на эти выходные».

Управление считает не допустимым использование в рекламе сочетания подобного рода мероприятий с олимпийской символикой. Предлагаем данную рекламу к обсуждению.

 

Мнения членов экспертного совета:

 

Сосновский И.З. отметил, что в данной рекламе происходит смешение понятий и под олимпийскую программу подводится «алко – эстафета».

 

Кулиш А.В. указал, что в соответствии с действующим законодательством, в рекламе не допускается использование олимпийской символики без заключения соответствующего лицензионного договора с Международным Олимпийским Комитетом.

 

Гимельштейн А.В. выразил мнение о том, что у членов совета отсутствуют какие – либо иллюзии по поводу смыслового содержания используемого в рекламе выражения – «алко – эстафета». Вместе с тем, в сети интернет нередко используются корень «Алко». Например, есть такая детская дворовая футбольная команда. Рекламодатель сможет этим манипулировать.

 

Железняк О. Е. указала, что в рекламе также содержится фраза «free drink на старте», в связи с чем, смысловая нагрузка выражения «алко – эстафета» очевидна.

 

Отец Павел выразил мнение о том, что из содержания рекламы выходит, что победителем эстафеты – «настоящим чемпионом» становится тот, кто больше выпьет.

 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама оскорбительные выражения, члены экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

«Да, содержит» - 12 экспертов.

 

Один член экспертного совета воздержался от голосования.

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать наличие в рассматриваемой рекламе оскорбительного выражения.

 

 

 

 

 

 

 

  1.     Реклама акции «Счастливый билет», распространенная в Российской газете № 58 (6330) 13-19 марта 2014 г.;

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что подобная реклама распространяется практически в каждом выпуске газеты. На одном из прошлых заседаний совета обсуждалась подобная реклама ООО «Русбьюти». В данном случае, для того, чтобы победить в этой акции, потребителю достаточно позвонить по указанному в рекламе номеру телефона и назвать цифру от 1 до 9. В случае «якобы» верного ответа, вы становитесь получателем приза в размере 2 миллионов рублей. Дополнительные условия для участия в розыгрыше размещаются внизу рекламы мелким шрифтом. Исходя из них, потребитель рекламы вначале должен заказать товар из высылаемого каталога, и лишь после этого, он становится участником акции и претендентом на указанный денежный приз. Участник, сделавший заказ продукции на большую сумму, становится победителем акции, определяемым специальной комиссией.

По мнению Иркутского УФАС России формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может рассматриваться как их наличие, и вводит потребителей рекламы в заблуждение. В данном случае, имеются признаки нарушения статьи 5 ФЗ «О рекламе» (недостоверная реклама).

 

Мнения членов экспертного совета:

 

Гимельштейн А.В. выразил мнение о том, что подобная реклама – это «чистой воды» аферизм. И если Правоохранительные органы не справляются с этим, то хорошо, что есть антимонопольная служба, которая на это реагирует. Кроме того, Гимельштейн А.В. обратил внимание совета на тот факт, что множество федеральных средств массовой информации содержат подобную рекламу.

 

Кулиш А.В. отметил, что ответственность за нарушения подобного рода несет рекламодатель. Поэтому, рассмотрев дело в отношении ООО «Русбьюти», и выиграв его в арбитражном суде, Иркутское УФАС России направило в адрес газеты рекомендательное письмо с просьбой о принятии мер, направленных на недопущение распространения подобной рекламы в дальнейшем.

 

Сосновский И.З. указал, что в данной рекламе использована личная информация людей, «якобы» участвующих в этой акции. Скорее всего, разрешение на использование указанных данных, у рекламодателя отсутствует. 

 

По вопросу о том, содержит ли указанная реклама признаки нарушения требований ФЗ «О рекламе» в части распространения недостоверной рекламы, члены экспертного совета единогласно проголосовали: «Да, содержит».

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать наличие в рассматриваемой рекламе признаков нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

 

 

 

 

 

 

 

III. Реклама бара «KILLFISH» в виде смс - сообщения с использованием следующих выражений: «V 4est dnya Sv. Valentina – akciya «Vduy za kokteyl4ik!»; «Peyte sami i spaivayte svoi vtorye polovinki!».

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что данные рекламы распространялись посредством смс – сообщений. В соответствии с требованиями ФЗ «О рекламе», реклама посредством смс – сообщений может распространяться только при наличии согласия абонента на ее получение. В данном случае, владелец абонентского номера согласия на получение рассматриваемой рекламы не давал. Кроме того, непосредственное содержание рекламы может рассматриваться как непристойное и оскорбительное. Так, лексическое значение слова «Vduy» является неоднозначным. В соответствии со словарем В.И. Даля, слово «вдуть» означает впускать с напором струю воздуха изо рта, усилием легких, или другим способом. Согласно словарю Криминального сленга, а также словарю Воровского жаргона, слово «вдуть» означает совершать половой акт с женщиной.

 

Мнения членов экспертного совета:

 

Сосновский И.З. выразил мнение о том, что данные выражения оскорбляют и порочат достоинство девушек и указывают на их доступность. Целевой аудиторией фраза “Vduy za kokteyl4ik” воспринимается однозначно в сексуальном плане.

 

Артемьева О.А. указала, что реклама порочит доверительные, интимные межличностные отношения между мужчиной и женщиной.

 

Гимельштейн А.В. выразил мнение о том, что восприятие людьми одной и то же информации не может быть универсальным. В связи с этим, однозначно воспринимать тезис «Vduy za kokteyl4ik!» исключительно в сексуальном плане не возможно. Вместе с тем, реклама также содержит однозначное выражение «Peyte sami i spaivayte svoi vtorye polovinki», что является призывом к спаиванию и, следовательно, доведению до алкоголизма.

 

Евладов А.С. отметил, что смс реклама поступает в виде неразрывного сообщения, поэтому смысл текста должен быть рассмотрен в полном объеме. Следовательно,  использованные в рекламе выражения «Vduy za kokteyl4ik!» и «Peyte sami i spaivayte svoi vtorye polovinki» однозначно воспринимаются с определенным единым действием.

 

Есипов В.В. отметил, что фраза «Vduy za kokteyl4ik!» прозрачна и является призывом к вульгарному и недостойному поведению в отношении женщин.

 

Отец Павел выразил мнение о том, что выражение «Peyte sami i spaivayte svoi vtorye polovinki» направлено по отношению к мужчине и является, по сути, продолжением выражения  «Vduy za kokteyl4ik!».

 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама непристойные и оскорбительные выражения, члены экспертного совета проголосовали следующим образом:

«Да, содержит» - 11 экспертов.

«Нет, не содержит» - 1 эксперт.

Один член экспертного совета воздержался от голосования.

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил: Признать наличие в рассматриваемой рекламе непристойных и оскорбительных выражений.

IV. Реклама бара «KILLFISH» в виде смс - сообщения с использованием следующих выражений: «Vnimanie! V Irkutske ojidaetsya viski navodnenie! Viski William Lawson 1+1! Pokupaete odnu porciyu – vtoraya v podarok!

 

Мнения членов экспертного совета:

 

Артемьева О.А. выразила мнение о том, что в рекламе происходит распространение аморальных ценностей, аморального поведения. Сама фраза «Vnimanie! V Irkutske ojidaetsya viski navodnenie!» актуализирует страх природных бедствий. Со слова «Внимание!» в повседневной жизни обычно начинается информация, имеющая значение для жизни и здоровья человека.

 

Сосновский И.З. отметил, что в этом плане можно судить о смешении рассылки, например, МЧС и рассматриваемой рекламной акции в том плане, что такие сообщения трактуются людьми как «фиксатор» внимания для его прочтения. В связи с этим, такие сообщения фиксируются в памяти людей, и ,следовательно, фиксируется информация о проходящей в заведении акции.

 

По вопросу о том, содержит ли указанная реклама признаки нарушения требований ФЗ «О рекламе» в части формирования у потребителей образа допустимости чрезмерного потребления алкогольной продукции, члены экспертного совета единогласно проголосовали: «Да, содержит».

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать наличие в рассматриваемой рекламе признаков нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

 

 

V. Реклама «American Bar&Grill BBQ» содержащая изображение персонифицированного образа Соединенных Штатов Америки «Дяди Сэма» и выражение «I WANT YOU HERE! *Ты нужен мне здесь!»

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление жителя г. Иркутска, который посчитал данную рекламу оскорбительной.

 

Заявитель указал, что является ветераном боевых действий. По его мнению, реклама содержит символ Америки. Данная реклама задевает чувства ветеранов войн. Поскольку в настоящее время идет информационная война между США и РФ, то распространение подобной рекламы порочит патриотические чувства граждан РФ. Таким образом, реклама направлена на будущее поколение, на уничижение патриотических идеалов.

 

Представитель рекламодателя указал, что за основу взят плакат времен второй мировой войны, призывающий жителей Америки вступать в вооруженные ряды для борьбы с фашизмом. Образ является ярким и узнаваемым, а также указывает на принадлежность к Соединенным Штатам Америки. Заведение не скрывает, что является тематическим с использованием американского интерьера, кухни и обстановки. Выражение «I WANT YOU HERE! *Ты нужен мне здесь!»  не содержит никаких превратностей. Смысловое значение фразы полностью соответствует переводу, отраженному в рекламе.

 

 Мнения членов экспертного совета:

 

Кулиш А.В. указала на тот факт, что реклама является коммерческой и направлена на привлечение внимания потребителей к пункту общественного питания гриль – бару «American Bar&Grill BBQ».

 

Сосновский И.З. выразил мнение о том, что данное изображение, как и слоган, не является фиксированным товарным знаком, и, следовательно, является карикатурой. В данном сочетании изображения и текста нет никакой креализации, в связи с чем оно не может рассматриваться в ключе официальной политической пропаганды США.

 

Гимельштейн А.В. отметил, что закон о рекламе не конфликтует с мироощущением заявителя. И использованное изображения является карикатурой и призывает потребителей есть мясо в данном заведении.

 

Отец Павел отметил, что допускает тот факт, что данной рекламой могут затрагиваться патриотические чувства.

 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама непристойные и оскорбительные образы и выражения, члены экспертного совета единогласно проголосовали: «Нет, не содержит».

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил: Признать отсутствие в рассматриваемой рекламе непристойных и оскорбительных образов и выражений.

 

VI. Реклама с использованием образа С.Есенина, изображенного в фартуке и с  топором в руках, режущего кусок мяса. Реклама содержит следующую текстовую информацию: «Одним мясником* больше. Одним великим поэтом меньше»; «Если бы в начале ХХ века существовало интернет – пиратство, многим писателям пришлось бы менять профессию»; «Сергей Есенин По окончании школы работал в мясной лавке».

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление жителя г. Иркутска, который посчитал данную рекламу оскорбительной.

 

Заявитель указала, что в 2013 г. в центре г. Иркутска появился ряд рекламных продуктов с изображениями известных русских писателей: Горького, Гоголя, Есенина. 2014 г. – год культуры в РФ. И именно в этом году на трамвайной остановке ул. Горького появилась реклама с изображением поэта Есенина и фразой: «Одним мясником* больше. Одним великим поэтом меньше». Мелким шрифтом написано: «Если бы в начале ХХ века существовало интернет – пиратство, многим писателям пришлось бы менять профессию»; «Сергей Есенин По окончании школы работал в мясной лавке». По мнению заявителя, подобная реклама является пасквилем, оскорбляющим писателя, и тем самым, негативно воздействует на будущее поколение.

 

Кулиш А.В. отметил, что специалисты Иркутского УФАС связывались с представителями рекламодателя. Они пояснили, что эта реклама является социальной и направлена на привлечение внимания к проблематике «пиратства» в интернете. Из сети скачиваются произведения искусства, при этом отчисления авторам не производятся.

 

 

Мнение членов экспертного совета:

 

Гимельштейн А.В. указал на тот факт, что с уважением относиться к позиции заявителя. Вместе с тем, по его мнению, образ писателей в виде работающих руками людей, не является оскорбительным. М.Горький, например, работал в булочной. С. Есенин, действительно, работал в мясной лавке.

 

Артемьева О.А. выразила мнение о том, что в данной рекламе искусство и культура используются как средство возвышения для населения прагматических ценностей. Либо резка мяса, либо написание стихов.

 

Боллигер Л.В. отметила, что реклама читается так, как мы ее видим: «Если бы Есенин стал мясником, то может быть, было бы лучше».

 

Сосновский И.З. указал, что для народа русские писатели и поэты – это не люди, это наше культурное достояние, наши духовные символы. А духовный символ не может работать мясником. Поэтому данная реклама нас оскорбляет. Вместе с тем, она является интеллектуальной. И мы не можем говорить о том, что реклама порочит Есенина.

 

Кичатинова О.В. выразила мнение о том, что Есенин вошел в историю русской литературы, как поэт, а не мясник. Поэтому она вызывает негативные эмоции.

 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама непристойные и оскорбительные образы и выражения, члены экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

 «Да, содержит» - 8 экспертов.

 

«Нет, не содержит» - 5 эксперт.

 

Один член экспертного совета воздержался от голосования.

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил: Признать наличие в рассматриваемой рекламе непристойных и оскорбительных выражений.

 

VII. Реклама ресторана – клуба «Изюм», распространенная в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», содержащая изображение двух пар обнаженных ног и выражение: «В изюм через ПОСТЕЛЬ».

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением требований рекламного законодательства РФ выявлена указанная реклама, содержащая изображение двух пар обнаженных ног и выражение: «В изюм через ПОСТЕЛЬ».

Управление предлагает данную рекламу к обсуждению.

 

Представитель рекламодателя указала, что как реклама, так и сама тема вечеринки, действительно, имела некую двусмысленность, за что рекламодатель приносит свои извинения. Никакой пошлой и эротической темы вечеринка ни несла. Смысл фразы «В изюм через ПОСТЕЛЬ» был прямой. Для того чтобы попасть в клуб, посетителям на входе необходимо было перешагнуть через постель. Данные обстоятельства подтверждает отчет с сайта geometria.ru. Эта афиша была размещена в интернете в социальной сети «В контакте». Целевая аудитория рекламы – люди, достигшие 18 – летнего возраста.

Мнения членов экспертного совета:

 

Гимельштейн А.В. выразил мнение о том, что подобная реклама является спорной. Для него постель воспринимается исключительно как место для сна. Поэтому данную рекламу я не могу воспринимать как оскорбительную и непристойную.

 

Есипов В.В. выразил мнение о том, что изображение и фраза, использованные в рекламе, делают ее восприятие однозначным и вызывает ассоциацию с сексуальной вседозволенностью.

 

Отец Павел отметил, что в рекламе содержится склонность к интимной близости. В клуб приходят незнакомые юноши и девушки, и предложение кровати, является склонением к аморальной жизни.

 

Сосновский И.З. отметил, что для него восприятие рекламы является однозначно непристойным.

 

 По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама непристойные и оскорбительные образы и выражения, члены экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

 «Да, содержит» - 12 экспертов.

 

«Нет, не содержит» -1 эксперт.

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил: Признать наличие в рассматриваемой рекламе непристойных и оскорбительных выражений.

 

VIII. Реклама сайта BABR.RU, распространенная в газете «Горожанин Иркутск» № 2(02) от 28.03.2014 г. Данная реклама содержит изображение сидящей на полу обнаженной девушки. Руки девушки расположены на бедре и колене таким образом, что закрывают обнаженную грудь. Взгляд девушки направлен в сторону экрана ноутбука, расположенного в непосредственной близости от нее. Кроме того, реклама содержит следующий текст: «BABR.RU голая правда».

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что инициатором рассмотрения данной рекламы на заседании экспертного совета выступил член совета – Евладов А.С.

Таким образом, в целях соблюдения принципа объективности, Евладов А.С. в голосовании по данной рекламе участия принимать не будет.

 

Евладов А.С. указал, что использованный в рекламе женский обнаженный образ носит оскорбительный характер.

 

Представитель рекламодателя отметил, что реклама была разработана с целью расширения аудитории сайта и в этой связи распространена в газете. Изначально слоган должен был быть «BABR.RU чистая правда». Но затем решили переделать слоган. Изображенная в рекламе девушка, на самом деле, не голая. На ней надето белье телесного цвета. Перед фотомоделью и фотографом была задача имитировать голое изображение, при этом закрыть по максимуму все то, что может быть воспринято как оскорбление Вместе с тем, на газете изображен логотип 21+, она находится на внутренней стороне газеты. Поэтому люди младшего возраста увидеть ее вряд ли смогут. «Голая правда» это аналог чистой правды. Задача девушки была в том, чтобы выразить определенное сомнение. Изображение же девушки более эстетично, чем мужчины.

Мнения членов экспертного совета:

 

Артемьева О.А. выразила мнение о том, что по выражению лица девушки, изображенной в рекламе, можно сделать вывод о том, что она испытывает определенный дискомфорт.

 

Есипов В.В. отметил, что в классической живописи есть картина «Голая правда», на которой также, как и в рекламе, изображена обнаженная девушка. Подобное изображение является эстетичным и не вызывает каких либо негативных эмоций.

 

Рыбак М.В. указала, что в данной рекламе нагота просто обозначена. Изображение же не содержит каких – либо сексуальных провокаций.

 

 По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама непристойные и оскорбительные образы и выражения, члены экспертного совета единогласно проголосовали: «Нет, не содержит».

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил: Признать отсутствие в рассматриваемой рекламе непристойных и оскорбительных образов и выражений.

 

 

 

Председатель совета                                                                                      А.В. Кулиш

 

 

Дата проведения Совета: 
6 мая 2014, 16:54
Файл: 

Файлы для скачивания

Протокол
Тип файла: doc
Размер файла: 0.1 МБ