Заправщиков обвиняют в заговоре Антимонопольщики возбудили дело в отношении пяти владельцев АЗС

Сфера деятельности: Розничная торговля

Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Иркутские топливные трейдеры попали в поле зрения антимонопольщиков. Вчера глава Управления антимонопольной службы (УФАС) по Иркутской области Валентина Заморина заявила, что её ведомство возбудило дело по факту сговора и получению завышенной маржи участниками регионального рынка розничных продаж ГСМ. Автозаправщиков обвиняют в том, что пока в декабре - январе оптовые цены на топливо падали, розничные оставались неизменными. По оценкам УФАС, сейчас с каждого литра бензина трейдеры получают до 11 рублей прибыли – около 43% рентабельности. Впрочем, это не мешает им планировать очередное повышение цен в ближайшее время.

Дело было возбуждено 9 февраля в отношении пяти участников рынка розничных продаж – автозаправочных комплексов. Как сообщила вчера руководитель УФАС по Иркутской области Валентина Заморина, в число компаний, в деятельности которых антимонопольщики выявили признаки нарушения законодательства, попали ООО «Контерра» (известно под брендом «Крайс-нефть»), ООО «АЗС-И», ООО «Кузьмиха», ООО «ОМНИ-актив» (все работают под маркой «ОМНИ») и ЗАО «Иркутскнефтепродукт» (трейдер ОАО «НК «Роснефть»).

По словам Замориной, стоимость ГСМ на заправках этих игроков в декабре и январе оставалась неизменной при том, что оптовая цена топлива снижалась. Рентабельность автозаправщиков в январе 2009 года была в два раза выше, чем год назад. «То есть раньше автозаправки могли работать при марже пять рублей на литр, а теперь они утверждают, что их устраивает только маржа 10-11 рублей, – отметила Заморина. – Рентабельность доходит до 43%, что недопустимо, особенно в нынешних условиях». Специалист утверждает, что излишняя маржа при разных затратах одинакова практически у всех участников рынка. Однако конкретные данные по каждому игроку Заморина назвать отказалась. «Пока дело не рассмотрено, мы связаны коммерческой тайной», – пояснила она. Решение о наложении штрафа на компании и его размере УФАС примет только после того, как комиссия установит факт нарушения законодательства.

Автозаправщики категорически отказываются  комментировать действия УФАС. Однако ранее они сообщали прессе, что их уровень рентабельности значительно ниже 43%. Вариант снижения стоимости трейдеры не рассматривают, ссылаясь на выросшие ставки по кредитам и сложности при покупке топлива у оптовиков, о чём представители компаний заявляли ранее в прессе. При этом один из игроков признался, что уже сейчас обсуждается вопрос дальнейшего увеличения цен. Антимонопольщики подтверждают, что вскоре бензин на заправках снова может подорожать. «Хотя при той «прослойке», которую трейдеры заработали за последние два месяца, они могли бы попридержать цены», – отметила Валентина Заморина. Как отмечают в УФАС, оптовые цены снова начали расти. По данным антимонопольщиков,  с 1 января по 9 февраля 2009 года бензин А-80 и А-76 на оптовом рынке прибавил в цене 40-53%, дизельное топливо – 39-43%. Аналогичные процессы наблюдаются и в других регионах Сибирского федерального округа. По словам Замориной, за оптовыми ценами проследит ФАС, которая намерена возбудить очередные дела в отношении вертикально интегрированных нефтяных компаний.

К процессу регулирования цен на топливо решили подключиться власти региона. Первый вице-премьер Иркутской области Сергей Сокол предложил правительству составить список мер, которые позволили бы «обеспечить максимальную стабильность цены и выравнять цены в области» по отношению к ценам в регионах СФО. Ликвидировать эту разницу пока не удаётся, поэтому Иркутская область по-прежнему лидирует в СФО по ценам на ГСМ. В июне 2008 года коридор цен между Иркутском и Красноярском составлял 5-6 рублей. Впрочем, разрыв удалось скорректировать. Теперь красноярский бензин дешевле иркутского всего на 2-4 рубля за литр, констатируют в министерстве экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области. Список действий по стабилизации цен на топливо чиновники намерены представить губернатору на следующей неделе.