Чтоб не стала сеть капканом… для поставщика

Сфера деятельности: Розничная торговля

Летом 2011 года региональным управлением ФАС был проведен мониторинг торговых сетей областного центра: ООО «Русский Север» (сеть гипермаркетов «Все будет Окей» и супермаркетов «Цезарь»), ООО «Баргузит» ( торговые сети «Багира») и ООО АМИК «Кэш энд Кэрри» (сети магазинов «Бонус и Поляна»).  Проверка проводилась в соответствии с соответствующими поручениями Президента России, председателя Правительства и самого Правительства Российской Федерации. Целью мониторинга была оценка договорной практики между торговыми сетями, реализующими продовольствие, и поставщиками продовольственных товаров. Как выявила диагностика, практически все торговые сети на территории Иркутска допустили в своих договорах с поставщиками несоответствия с антимонопольными требованиями, ограничивающие конкуренцию на рынке снабжения населения продуктами питания.

 

Таких несоответствий антимонопольщики выявили два. Во-первых, это пункт договоров, согласно которому покупатель (розничное предприятие торговой сети) вправе в любое время возвратить товар поставщику за его счет. И, во-вторых, требование, чтобы поставщик гарантировал поставку товаров только по самой низкой цене и ни в коем случае не предоставлял товар другим покупателям дешевле. В случае нарушения этого пункта, покупатель вправе потребовать прекратить поставки другим партнерам, поставлять товар в его адрес по более низким ценам, а кроме того, взыскать с поставщика штраф в размере 30 тысяч рублей.

 

Эти моменты договорных отношений, выявленные инспекцией антимонопольного органа, противоречат положениям действующего законодательства РФ. В частности – Закона «О защите конкуренции» (статьи 11 и 14) и Закона « Об основах государственного регулирования торговой деятельности» (статьи 9, 13, 14 и 15). Конкурентные правила для игроков на рынке продовольствия, представляющих собой торговые сети, запрещают им навязывать контрагентам условия о возврате товаров, а также вмешиваться в их отношения с другими хозяйствующими субъектами. Подобные действия неизбежно поведут к ограничению конкуренции, ущемлению законных прав поставщиков, а значит – и к ухудшению продовольственного снабжения рядовых потребителей.

 

Не надо быть даже юристом или экономистом высокой квалификации, чтобы понять, насколько такой «статус кво», закрепленный договором, для поставщиков продовольственных товаров невыгоден, если не сказать – кабален. Однако все поставщики, опрошенные антимонопольщиками в ходе расследования, в голос заверили комиссию, что эти пункты договоров им не навязывались, являются для них приемлемыми и одобрены ими добровольно. Подобное единодушие и лояльность контрагентов торговых сетей, вероятно, свидетельствует о том, что партнеры испытывают серьезное давление со стороны сетевого ритейла.

 

Дружный мажор хора фирм-«невольниц» не успокоил бдительности защитников конкуренции, и они все-таки добились изменения ситуации. К завершению контрольных мероприятий все сетевики исключили из договоров с поставщиками позиции, конфликтующие с конкурентным правом. Теперь все договоры между ритейлерами и их снабженцами приведены в соответствие с буквой закона. Антимонопольные дела против торговых сетей были прекращены.  

 

Поскольку порочная практика существовала лишь на бумаге, фактических случаев неправомерного возврата продукции, а также применения штрафных санкций наблюдение не выявило, торговые сети избежали наказания. Ревизия сотрудников ФАС оказалась своевременной и актуальной. Стоит надеяться, что урок конкурентного права не пройдет для нарушителей даром. И на коммерческой территории гипер- и супермаркетов действительно все будет окей.  

 

Марк Тарасов («Областная», 12.10.2011)