Разъяснения о формировании платы за жилищно-коммунальные услуги
Как формируется плата за жилищно-коммунальные услуги
и куда жаловаться.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК плата за жилое помещение и
коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме
включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том
числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом,
содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
При этом, в соответствии с частью 4 указанной статьи плата за
коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение,
холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение
(в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление
(теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии
печного отопления).
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и
жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила) размер платы за
коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей,
установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном
законодательством Российской Федерации о государственном регулировании
цен (тарифов).
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере
водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе полномочия по
установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по
тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.2004 № 332 Федеральная служба по тарифам (ФСТ
России) является федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере
государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в
соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их
применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к
полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также
федеральным органом исполнительной власти по регулированию
естественных монополий, осуществляющим функции по определению
(установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам,
связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в
сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, вопросы обоснованности размеров установленных
органами государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и
водоотведения относятся к компетенции ФСТ России.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК плата за содержание и ремонт жилого
помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего
имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями
законодательства. При этом, в соответствии с частью 7 указанной статьи
размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном
доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо
жилищный кооператив или иной специализированный потребительский
кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в
таком доме, которое проводится в порядке, установленном
статьями 45 - 48 ЖК. Размер платы за содержание и ремонт жилого
помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений
управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
При этом, если собственники помещений в многоквартирном доме на
их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за
содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается
органом местного самоуправления.
Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилого
помещения в многоквартирном доме устанавливает общее собрание
собственников жилья, а в случае если на общем собрании собственников
жилья не принято решение об установлении размера платы за содержание и
ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного
самоуправления.
Между тем, в соответствии с пунктами 10, 11 Положения о
государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, в целях
осуществления государственного жилищного надзора органы
государственного жилищного надзора в пределах установленных
полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные
и выездные проверки по соблюдению органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а также юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных
требований, в том числе к установлению размера платы за содержание и
ремонт жилого помещения, содержанию общего имущества в
многоквартирном доме, определению размера и внесению платы за
коммунальные услуги (в части порядка, срока и формы внесения платы за
коммунальные услуги).
Таким образом, по вопросам правильности расчѐтов платы за
коммунальные услуги, содержание и ремонт жилого помещения, и
содержание общего имущества в многоквартирном доме, необходимо
обратиться в органы государственного жилищного надзора.
Согласно части 1 статьи 162 ЖК договор управления многоквартирным
домом заключается в письменной форме или в электронной форме с
использованием системы путем составления одного документа,
подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим
собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым
собственником помещения в таком доме заключается договор управления на
условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Если управляющая организация не соблюдает надлежащим образом
свои обязательства, то собственники жилых помещений на общем собрании
вправе принять решение о смене управляющей организации или изменении
способа управления многоквартирным домом.__