О полномочиях антимонопольных органов в части рассмотрения жалоб в сфере жилищного строительства в порядке статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции»

Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 250–ФЗ в январе 2016 в статью 18. 1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены изменения, в соответствии с которыми антимонопольный орган был наделен полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушения, допущеные при проведении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Указанные процедуры утверждены Постановлениями Правительства РФ в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ.

Списки процедур утверждались с учетом особенностей градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований.

 

В настоящее время принято пять постановлений Правительства, утверждающих исчерпывающие перечни процедур:

  1. Постановление Правительства РФ от 17.04.2017 N 452 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения" (вступает в силу 25.10.2017 г.);
  2. Постановление Правительства РФ от 28.03.2017 N 346 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о Правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения" (вступает в силу 30.09.2017 г.);
  3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 (ред. от 24.01.2017)"Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" (вместе с "Правилами внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства", "Правилами ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства") (вступило в силу 07.02.2017 г.)
  4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2016 N 1504 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ и о Правилах ведения реестра описаний указанных процедур" (вступает в силу 29.06.2017 г.)
  5. Постановление Правительства РФ от 07.11.2016 N 1138 "Об исчерпывающих перечнях процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения и правилах ведения реестров описаний процедур" (вместе с "Правилами внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения и исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов", "Правилами ведения реестров описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения и исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов") (вступило в силу с 16.05.2017).

 

В рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы акты и (или) действия (бездействия) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении ими указанных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации).

 

Следует отметить, что круг заявителей, которые вправе обратиться с жалобой на нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства, ограничен исключительно юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур.

 

При этом заявителями могут быть обжалованы следующие действия органов власти:

а) нарушение установленных сроков процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

б) предъявление требований осуществить процедуру, не включенную в вышеуказанный перечень.

Иных оснований для обжалования актов и (или) действий (бездействий) уполномоченного органа в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона №135-ФЗ, не предусмотрено.

 

Следует отметить, что незаконный отказ органов власти в приеме документов и заявлений, а также предъявление к заявителю или документам требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами, в данном порядке не могут быть оспорены. Такие неправомерные действия обжалуются физическими лицами   в порядке Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 

Обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа допускается не позднее трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа.

 

Также антимонопольный орган рассматривает жалобы и на действия   территориальных сетевых организаций (электроэнергия, холодное водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение), газораспределительных организаций, теплоснабжающих организаций. Речь идет о действиях указанных организаций при осуществлении ими в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – субъектов градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, которые выражаются в:

а)  незаконном отказе в приеме документов, заявлений;

б)  предъявлении незаконных требований к лицу, подавшему жалобу;

в)  нарушении установленных сроков процедуры;

г) требовании провести процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

 

Целью предоставления антимонопольному органу соответствующих полномочий являлось устранение административных барьеров при осуществлении строительной деятельности.

Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403 и содержит 142 самостоятельные административные процедуры в сфере строительства, предусмотренные в том числе Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Воздушным кодексом РФ, Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядком подключения к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 307, Правилами горячего водоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 642, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644, Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317, Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1314, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правилами недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правилами недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808.

 

Жалобу по существу управление рассматривает в течение 7 рабочих дней со дня поступления (с возможностью продления срока рассмотрения еще на 7 дней).

 

Жалоба должна соответствовать требованиям, установленным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона №223-ФЗ «О защите конкуренции».

Возможные административные санкции приведены в таблице:

Для должностных лиц органов власти

Для организаций

  • предупреждение или административный штраф от 3 до 5 т.р.;
  • повторно – от 30 до 50 т.р. либо дисквалификация до 2-х лет.
  • административный штраф для должностных лиц – о 10 до 40 т.р.;
  • повторно для должностных лиц – от 40 до 50 т.р. либо дисквалификация до 3-х лет;
  • административный штраф на юридических лиц – от 100 до 500 т.р.;
  • повторно для юридических лиц – от 600 т.р. до 1 млн. р.