Судебные тяжбы антимонопольщиков с Роснефтью идут с переменным успехом

Предписанием антимонопольной службы компания обязывалась, в случае сокращения объемов производства, распределять нефтепродукты равномерно между хозяйствующими субъектами, как входящими в группу «Роснефти», так и альтернативными ей. Создав дискриминационные условия на рынке оптовых продаж автобензинов, компания нарушила это условие и вызвала ограничение конкуренции. Менеджеры нефтяного  гиганта не признают себя нарушителями антимонопольного законодательства, а заодно – и данного предписания ФАС. Постановление о наложении штрафа было ими обжаловано в арбитражном суде города Москвы, который отменил постановление Иркутского УФАС. Антимонопольщики, уверенные в своей правоте по существу вопроса и по букве закона, подали апелляцию в Девятый арбитражный суд. Но и здесь весы столичной Фемиды склонились не в их сторону. Теперь федеральная антимонопольная служба воспользуется своим законным правом не согласиться с вердиктом суда и подаст кассационную жалобу.  

 

Судебная конфронтация между промышленным «крупняком» и государственными контролирующими органами – песня, как правило, долгая. Каждая сторона намерена биться до победного конца. Что касается «Роснефти», то в судебных инстанциях развиваются сразу пять параллельных процессов. Первый и, что называется, базовый, - процесс по делу о нарушении антимонопольного законодательства (п.8 ч.1 ст.10 №135-ФЗ – действия хозсубъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, ставшие причиной ограничения конкуренции и ущемления интересов других лиц). Иркутское УФАС признало компанию нарушителем этой законодательной нормы, ей предписано устранить нарушение путем пересмотра процедуры оптовых продаж. 27 ноября арбитражный суд Иркутской области, куда «Роснефть»  подала иск на Иркутское УФАС по этому делу, оставил решение и предписание антимонопольного органа в силе. Нефтяная компания обжаловала его в Четвертом арбитражном суде (Г.Чита), который еще не сказал своего слова. Пока не вступит в силу окончательное решение по этому фундаментальному вопросу, замороженным остается административное производство о так называемом «оборотном»штрафе на сумму 229 миллионов рублей, который наложен на «Роснефть» за нарушение конкурентного права. Постановление об этом штрафе может быть направлено к исполнению только после окончательного вердикта законников по антимонопольному делу. Штраф занепредоставление информации в антимонопольный орган в 300 тысяч рублей «Роснефтью» также оспаривается. 19 января этому спору было посвящено заседание арбитражного суда города Москвы. Заявление НК «Роснефть» о признании незаконным постановление Иркутского УФАС по делу об административном правонарушении суд оставил без удовлетворения. В судебном решении сказано, что материалы дела подтвердили наличие в действиях заявителя события и состава вменяемого ему правонарушения. Роснефть слукавила, предоставляя необходимую для расследования информацию по запросу УФАС. Из сведений, поданных в антимонопольный орган, невозможно было установить, кто из участников так называемых тендерных торгов был признан выигравшим в конкурсе и с кем в итоге были заключены договоры на оптовые поставки нефтепродуктов. Не было ясно, каким хозяйствующим субъектам и по каким причинам было отказано в офертах. Таким образом, арбитражный суд города Москвы признал постановление о штрафе законным и правомерным.

 

Пятое «бензиновое» дело в поле зрения территориального антимонопольного органа – это административный штраф в 450 тысяч рублей, наложенный на ОАО «Нефть-Актив». Этот оптовый продавец входит в группу «Роснефти» и так же, как головная компания, нарушил предписание ФАС России 2007 года. Рассмотрение этого дела в арбитражном суде города Москвы еще не завершено.  

 

Противостояние рыночных акул и стражей закона упорно и драматично, как битва титанов. Защитники конкурентного права – сотрудники ФАС - всегда готовы до конца отстаивать свою позицию, основанную на законе, и добиваться, чтобы рыночные «игры» велись строго по правилам. Так что в эпопее «Роснефти» продолжение следует.