Работают под прикрытием

Как иркутские бизнесмены вводят в заблуждение потребителей недобросовестной рекламой

Как только не дурят нашего брата в рекламных предложениях — обещают золотые горы при покупке или волшебный результат от услуги. А когда обычные способы привлечь внимание потребителей заканчиваются, появляется так называемый креатив. Считается: чем необычней будет реклама, тем больший интерес вызовет она на рынке услуг и, значит, повысит доходы компании. Но, как показывает практика, очень важно не перебрать с фантазией. Иначе реклама может сработать против своего заказчика.

Когда иркутянин Егор Иванович нашел в своем почтовом ящике листовку об установке счетчиков на воду, сразу заподозрил неладное. На вид она была похожа на квитанцию об оплате коммунальных услуг, а содержание какое-то странное.

— На листовке была написана откровенная ерунда — что к 2017 году тарифы на воду для квартир, в которых не установлены счетчики, вырастут на 60%. И что я обязан связаться с городской службой по учету водоснабжения и с их помощью установить счетчики, — сетует мужчина. — Я вообще не знаю такой службы! Потом написано: «В вашем доме проходит коллективная установка приборов учета воды». Сам я живу в Ново-Ленино, а семья брата — в Юбилейном. И им тоже приходила такая листовка. Значит, они их везде распространяют? Ладно я, сообразил и проверил, а если бабушка прочитала бы — обязательно поверила бы им.

Сотрудники Федеральной антимонопольной службы, куда обратился с жалобой иркутянин, согласились, что листовка выполнена с нарушением Федерального закона «О рекламе».

Ведь в городе действительно нет такой «единой службы по учету водоснабжения». А значит, индивидуальный предприниматель специально назвал свою организацию так, чтобы ввести иркутян в заблуждение и привлечь к себе как можно больше потенциальных клиентов.

— Ну подумайте, будете ли вы обращаться по рекламе, в которой просто написано: «Устанавливаю счетчики воды. ИП Иванов»? — задает резонный вопрос ведущий специалист-эксперт УФАС России по Иркутской области Станислав Степанов. — Текст объявления действительно содержит нарушение рекламного законодательства. Например, рекламодатель подчеркивает свои преимущества перед конкурентами, а также оказывает давление на потребителей — это подтверждают слова «вам необходимо» и глагол в повелительном наклонении «свяжитесь».

В отношении рекламодателя возбуждено дело по пункту 1 части 3 статьи ФЗ «О рекламе». Сейчас устанавливается его статус, в зависимости от которого зависит размер административного штрафа. Нарушителю грозит штраф от 4 тысяч рублей, если он индивидуальный предприниматель, и от 100 до 500 тысяч — если это ООО, а также предписание об устранении нарушений, то есть ему необходимо изъять из оборота эти листовки и впредь не выпускать их в таком виде.

Подобный принцип дважды был использован представителями ритуального бизнеса. В 2012 году в ангарской газете «Время» появилась реклама «единой справочной службы по ритуальным услугам».

Но, как мы понимаем, никакой единой службы по скорбным делам в Ангарске нет. На деле оказалось, что все телефонные звонки, которые поступали на указанный в газете телефон, переадресовывались в единственную контору. К справедливости воззвали конкуренты, обратившиеся с жалобой в прокуратуру Ангарска, а затем уже делом занялась антимонопольная служба. Рекламу признали ненадлежащей, поскольку она нарушала требование ФЗ «О рекламе» — содержала несоответствующие действительности сведения о преимуществах товара перед другими.

В прошлом году аналогичный случай произошел и в Иркутске. В антимонопольную службу поступило заявление от нескольких организаций, занимающихся похоронными услугами: МУП «Ритуал», ООО «Береза», ООО «Спас», ООО РА «Стикс». Они были возмущены тем, что в городе появилась «единая городская справочная по ритуальным услугам», которая давала обратившимся в нее контакты единственного похоронного бюро — ООО «Реквием». В этой схеме усматривались сговор и нарушение ФЗ «О защите конкуренции».

— Заявители даже представили записи телефонных разговоров, из которых следует, что при обращении потребителей в справочную диспетчеры указывали данные только ООО «Реквием», — рассказал Станислав Степанов. — А социологический опрос подтвердил, что подавляющее большинство граждан ассоциируют «единую городскую справочную» как муниципальную или государственную справочную службу, которая обладает полной информацией обо всех представителях рынка.

Похожих случаев, когда рекламодатель прикрывается узнаваемой аббревиатурой или громким, знакомым большинству горожан названием, немало.

Например, в прошлом году с жалобой в УФАС обратилось Главное управление МЧС России по Иркутской области. К заявлению прилагался текст рекламы в виде наклеек и карточек: «Служба экстренного вскрытия замков МЧС 911». Спасатели негодовали: «Мы к этому отношения не имеем, вскрытием замков не занимаемся, но люди, глядя на объявление, непременно вспоминают именно нашу службу».

— Аббревиатура МЧС у всех ассоциируется с Министерством чрезвычайных ситуаций, так что иркутяне были сбиты с толку такой рекламой, — комментирует Станислав Степанов. — Индивидуальный предприниматель, правда, убеждал нас, будто не думал, что всем на ум при виде объявления будут приходить спасатели. Хотя в это совершенно не верится — ведь неспроста под текстом значился и телефон американской службы спасения 911.

Как водится, виновный был оштрафован. Его привлекли к ответственности по пункту 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», так как объявление содержало «недостоверную информацию о лице, оказывающем услуги». Также его обязали изъять из оборота всю распространенную рекламу — наклейки и карточки.

  • Обращайтесь

Если вы стали свидетелем недобросовестной, оскорбительной или ненадлежащей рекламы, можете обратиться в Управление федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области. Сделать это можно двумя путями:

  • прийти и отдать жалобу лично по адресу: Иркутск, ул. Российская, 17, 6-й этаж, приемная УФАС (каб. 619);
  • написать письмо и отправить по почте: 664025 Иркутск, ул. Российская, 17, УФАС России по Иркутской области, приложив к жалобе фотографию рекламы.

Иллюстрации: 

Антимонопольщики уверяют, что в Иркутске нет единой службы установки счетчиков воды, и предупреждают: будьте бдительны, не верьте недобросовестной рекламе, проверяйте поступающую к вам информацию. «На деле оказалось, что услуги по установке приборов учета воды оказывает не установленное пока лицо или организация, которая решила использовать такое название, чтобы ввести потребителей в заблуждение, — рассказал ведущий специалист-эксперт УФАС России по Иркутской области Станислав Степанов. — Данная реклама носит признаки недостоверной, поскольку  не соответствует действительности  и подразумевает преимущество рекламируемого товара или услуги перед конкурентами»
Антимонопольщики уверяют, что в Иркутске нет единой службы установки счетчиков воды, и предупреждают: будьте бдительны, не верьте недобросовестной рекламе, проверяйте поступающую к вам информацию. «На деле оказалось, что услуги по установке приборов учета воды оказывает не установленное пока лицо или организация, которая решила использовать такое название, чтобы ввести потребителей в заблуждение, — рассказал ведущий специалист-эксперт УФАС России по Иркутской области Станислав Степанов. — Данная реклама носит признаки недостоверной, поскольку не соответствует действительности и подразумевает преимущество рекламируемого товара или услуги перед конкурентами»
В этом году жители нескольких районов Иркутска обнаружили в своих почтовых ящиках такую рекламу. Внешне она похожа на квитанцию об оплате ЖКХ, но на деле рекламирует услуги индивидуального предпринимателя по установке приборов учета воды. Чтобы вызвать доверие горожан, рекламодатель назвался «единой городской службой установки счетчиков воды», а в тексте ссылался на постановление правительства, апеллировал повышениями тарифов ЖКХ, использовал глаголы в повелительном наклонении
В этом году жители нескольких районов Иркутска обнаружили в своих почтовых ящиках такую рекламу. Внешне она похожа на квитанцию об оплате ЖКХ, но на деле рекламирует услуги индивидуального предпринимателя по установке приборов учета воды. Чтобы вызвать доверие горожан, рекламодатель назвался «единой городской службой установки счетчиков воды», а в тексте ссылался на постановление правительства, апеллировал повышениями тарифов ЖКХ, использовал глаголы в повелительном наклонении