Пресс-конференция Иркутского УФАС

Пресс-конференция Иркутского УФАС

 

5 февраля в пресс-центре издания «Интерфакс» состоялась встреча руководства Управления ФАС России по Иркутской области с журналистами. Темой мероприятия был отчёт об итогах работы регионального антимонопольного ведомства за 2014 год.

Начиная своё выступление руководитель Управления Валентина Заморина довела до собравшихся неплохие, в общем то, показатели и, предваряя желание журналистов, перешла от сухих цифр к живым примерам. Касаясь нарушений антимонопольного законодательства совершённых должностными лицами Валентина Андреевна привела факт возбуждения дела по обращению инвестиционной компании «Агломерация». Участниками на рынке розничной торговли признан антиконкурентным нормативный акт по установлению коэффициентов при аренде земли.

Стоит отметить, что работой по жалобе одного лица антимонопольная служба обеспечила защиту неопределённому кругу лиц. Разница в показателях по количеству поступивших жалоб и возбужденным делам вызвана корректировкой поведения хозяйствующих субъектов в процессе проведения антимонопольного расследования. Потенциальные нарушители изменяют своё отношение к требованиям заявителей, устраняя возможные нарушения антимонопольного законодательства. А там, где по результатам такого расследования закон позволял, - выдавались предостережения. Всё это приводило к минимизации негативного влияния на конкуренцию в короткие сроки, без проведения в дальнейшем разбирательств в суде. Так же интерес у журналистов вызвали приведённые руководителем Управления факты злоупотребления ОГУЭП «Облкоммунэнерго» своим доминирующим положением на рынке. Доминант незаконно отказывал гражданам в технологическом присоединении к электросетям. После вмешательства УФАС на территорию трёх крупных дачных некоммерческих товариществ поступила электроэнергия.  В 2014 году антимонопольной службой области выдано 6 предупреждений ОГУЭП «Облкоммунэнерго».

Всего за прошедший год к административной ответственности привлечено 28 должностных лиц, в том числе должностные лица областных министерств (сельского хозяйства, образования, транспорта), главы администраций, председатели КУМИ и ДУМИ городских поселений за действия ограничивающие конкуренцию на товарных рынках и за неисполнение предписаний антимонопольного ведомства (18 привлечено в 2013г.). Также, в отношении должностных лиц различных муниципальных образований вынесено 57 постановлений, наложено 733 тыс. руб. штрафов. Так, решением Комиссии управления были признаны нарушившими Федеральный закон «О защите конкуренции»  администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области и Согдиондонского муниципального образования. Нарушение выразилось в размещении на  официальных сайтах администраций информации рекламного характера. Признано нарушившим ч.1 ст.15 указанного закона Министерство сельского хозяйства Иркутской области, в связи с размещением на официальном сайте Министерства рекламной информации, которая обеспечивала хозяйствующим субъектам преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности.

       Далее в своём выступлении руководитель подробно разъяснила представителям СМИ вопросы ценообразования на ГСМ и продукты. Как сказала Валентина Андреевна, в отсутствии государственного регулирования цен на продукты питания и нефтепродукты механизм мониторинга помогает косвенно контролировать ситуацию на этом рынке.    Государственное регулирование цен на определённые товары в Иркутской области на период до 90 дней можно ввести только при условии, если в течение месяца в среднем по региону цена на какой-либо продукт поднимется более чем на 30%. «Статистика показывает, что фактов такого завышения цен в Иркутской области не зарегистрировано, - сообщила Валентина Андреевна.

Руководитель     также довела статистическую информацию, которая определила средний уровень цен на продукты в Иркутской области среди 12 регионов Сибирского федерального округа. Наш регион находится на пятом месте. А, например, по средней стоимости куриного яйца – на восьмом месте. Специалисты УФАС следят за изменением цен на шесть наименований продовольственных продуктов, и пять видов овощей. «Повышение цен есть, оно делится на обоснованное и необоснованное», - пояснила глава антимонопольного ведомства. Оценивая, насколько обоснованны отпускные цены местных производителей (не предприятия розничной торговли), работники УФАС смотрят не только на стоимость ингредиентов для изготовления того или иного продукта, но и затраты на энергоресурсы, вспомогательные материалы, а также изменение цен по валютным контрактам. Антимонопольный орган вправе осуществлять внеплановую проверку предприятий на выявление признаков монопольно высокой цены только при условии, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение. Ни одно торговое предприятие в Иркутской области не занимает доминирующего положения, то есть долю на рынке розничных продаж свыше 35%. "Поэтому говорить о том, что мы можем провести внеплановую проверку, установить нарушение антимонопольного законодательства путем злоупотребления доминирующим положением просто нельзя ни по одной группе товаров. Тем не менее, в рамках контрольных работ за деятельностью торговых сетей в минувшем году было заведено 16 дел. По 14-ти из них уже вынесены решения, согласно которым торговые сети признаны нарушителями информации об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки продовольственных товаров и существенных условиях такого договора. В настоящее время все предписания исполнены».

Спикером второй части пресс-конференции стал заместитель руководителя Александр Кулиш. Он обратил внимание журналистов на вопросы госзакупок и ненадлежащую рекламу. Как отметил Александр Владимирович, в 2014 году существенно увеличилось количество лиц включённых в реестр недобросовестных поставщиков. 68 против 38 –ми в 2013 году. А это значит, что заказчики более тщательно и серьёзно подходят к отбору поставщиков и к контролю за добросовестным исполнением контрактов.

В ходе работы по  контролю государственных и муниципальных закупок в прошлом году к административной ответственности  привлечено 54 должностных лица, причём некоторые неоднократно. Вынесено 67 постановлений о назначении административных наказаний.

«Так, - привёл пример заместитель руководителя - по жалобе Общероссийской общественной организации «Безопасное Отечество» пресечена закупка ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» джипа марки Nissan Patrol в дорогостоящей комплектации. В действиях заказчика выявлены нарушения Закона о контрактной системе, ограничивающие других потенциальных участников закупки».

        Говоря о нарушениях в рекламной деятельности, Александр Владимирович привёл примеры пиара сети мужских клубов «Zaжигалка», рекламы магазинов «Тёплый мир» и «Мебельсинка», распространённых на оборотных сторонах лицевых счетов для оплаты коммунальных услуг. Причём журналисты могли сами посмотреть на образцы, копии которых предусмотрительно были подготовлены для пресс-конференции.

Даже после официального завершения мероприятия журналисты не спешили уходить. Обступив руководителей, они уточняли полученную информацию и задавали новые вопросы, на которые получали исчерпывающие ответы.

Наступивший год обещает быть сложным для всех территориальных органов антимонопольной службы. И информационная поддержка средств массовой информации станет подспорьем в предстоящей нелёгкой работе.      


Файлы для скачивания

05.02.2015._press-reliz._itogi_2014.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.02 МБ