Иркутское УФАС размещает ответы на вопросы, заданные в рамках Публичных обсуждений 26 июня 2020 года

 

  1. Вопрос по инициативной концессии. Какие были выявлены нарушения УФАС при заключении инициативных концессий?

При заключении инициативных концессий Иркутским УФАС России были выявлены нарушения срока и порядка опубликования предложения о заключении концессионного соглашения на официальном сайте www.torgi.gov.ru. Данная информация должна размещаться в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в таком проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям Закона о концессионных соглашениях. Такие нарушения фиксировались Иркутским УФАС России на раннем этапе, когда система по заключению концессионных соглашений только налаживалась.

  1. Возможно ли осуществить концессию по бесхозяйным электрическим сетям после их оформления в собственность муниципальными образованиями?

Орган местного самоуправления в случае признания бесхозяйного имущества его собственностью вправе включить такое имущество в объекты концессионного соглашения и провести конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения. По мнению антимонопольного органа заключение концессионного соглашения на такие объекты наиболее соответствует целям реализации национального плана развития конкуренции в Российской Федерации.

  1. Можно ли передать функции и имущество по тепло- и водоснабжению муниципальному бюджетному учреждению? Может ли сделать муниципалитет, если предприятие, собственник здания котельной препятствует, в т.ч не представляет необходимые сведения для подготовки проекта концессионного соглашения? Как может муниципалитет обязать собственника здания в случае его проигрыша заключить договор аренды на здание с новым концессионером?

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Таким образом, бюджетные учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами уставом.

В части невозможности проведения конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения в связи с препятствием собственника здания котельной, антимонопольный орган предлагает обратиться с заявлением об оценке действий собственника на предмет наличия признаков нарушения требований антимонопольного законодательства, а именно статьи 10 Закона о защите конкуренции.

  1. Концессионное соглашение заключено с нарушением норм 115-ФЗ (т.е. без согласования третьей стороны Области), в рамках соглашения концессионер выполнил мероприятие. Обязан ли Концедент возместить его стоимость в дальнейшем?

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Указанное согласие требуется также в случае изменения условий концессионного соглашения по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 4 статьи 20 настоящего Федерального закона. Для изменения условий концессионного соглашения в случаях, предусмотренных частью 3.1 статьи 13, частью 7 статьи 5, частью 3.1 статьи 44 и статьей 54 настоящего Федерального закона, предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.

Пунктом 2 статьи 40 Закона о концессионных соглашениях установлено, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и если концедентом по такому концессионному соглашению является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации.

В случае неподписания субъектом Российской Федерации концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, такое концессионное соглашение считается незаключенным.

Положениями Закона о концессионных соглашениях прямо установлены правовые последствия неподписания концессионного соглашения соответствующим субъектом Российской Федерации в виде признания такого соглашения незаключенным.

Поскольку предметом Соглашения являлись объекты, обладающие признаками, указанными в части 2 статьи 40 Закона о концессионных соглашениях, но Соглашение не было подписано от имени Иркутской области, Соглашение не может быть признано заключенным.

Незаключенный договор не порождает для его сторон каких-либо прав и обязанностей, правовым последствием признания Соглашения незаключенным является отсутствие обязательственных отношений между его сторонами.

Данная ситуация, когда концессионер уже выполнил мероприятия в рамках концессионного соглашения, которое признано незаключенным действующим законодательством не урегулирована. Между тем, по мнению Иркутского УФАС России, концессионер вправе обратиться за мерами гражданско-правовой защиты, направленными на восполнение экономических потерь.

  1. Более трех лет администрация Усть-Илимского района не может заключить концессионные соглашения на объекты теплоснабжения. Мы обращаемся в УФАС с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, выносятся предупреждения, возбуждаются дела о нарушении, привлекаются  к ответственности, сроки продляются, но ситуация никак не меняется, перспектив по изменению нет. Идет постоянная смена предприятий котельных, остаются непогашенными многомилионные долги перед Гарантирующим поставщиком, имущество продолжает передаваться по договорам безвозмездного пользования. Администрация объясняет, что никто не заявляется на торги. Эта ситуация не может нас устраивать, получается, мы работаем по недействительным, не отвечающим требованиям законодательству договорам на право владения имуществом.

Каким образом можно повысить заинтересованность со стороны администрации решать эти проблемы, связанные с заключением концессионных соглашений (ужесточение санкций за многократное невыполнение предписаний)?

Разрешается ли в концессионном соглашении указывать самые минимальные работы по модернизации, замене оборудованияна объектах соглашения, посильные для и без того находящихся в трудном финансовом положении предприятийЖКХ. Ведь при инициативной концессии инициатор (концессионер) вправе предложить свои условия.

Данный вопрос требует детальной проработки и индивидуального подхода с учетом сложившихся обстоятельств, связанных с заключением концессионного соглашения.

  1. Можно ли включить в условия концессионного соглашения (в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) пункт о возможности изменения сроков реализации и добавления новых инвестиционных обязательств концессионеру в рамках синхронизации с приоритетными программами (например, формирование комфортной среды, безопасные качественные автодороги и т.п.)? Если такое возможно, требуется ли согласование с УФАС при внесении изменений действующей концессии с учетом внесения изменений в схеме теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о концессионных соглашениях для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации за исключением случаев, когда такое согласие не требуется.

Пунктом 2 статьи 6 Закона о концессионных соглашениях установлено, что продление срока действия концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 № 368 утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (далее - Правила), которые определяет основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения.

Таким образом, для изменения срока реализации и добавления новых инвестиционных обязательств концессионеру необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.