Реклама услуги «Гудок» вводила в заблуждение абонентов МТС

 

 
13 декабря 2010 года комиссия иркутского управления ФАС России признала ненадлежащей рекламу услуги «Гудок» в виде телевизионного ролика, который демонстрировался весной минувшего года в эфире телекомпании «СТС Иркутск».
 
Ролик предлагал потребителям бесплатно подключить услугу «Гудок» - замену стандартного гудка в мобильном телефоне на понравившуюся мелодию, какие-то звуки или забавную фразу. На экране появлялась мультипликационная динамическая картинка, вверху которой красовалась надпись: «Услуга «Гудок» доступна только абонентам МТС. Подключение услуги «Гудок» БЕСПЛАТНО». Бодрый голос за кадром призывал: «Хочешь подключить услугу «Гудок» бесплатно? Звони 0917. Устрой дискотеку в своем мобильном. Поставь любимые мелодии вместо обычных гудков. Звони 0917». Заветный номер, по которому надо звонить, неоднократно мелькал и на экране ярким шрифтом. Все это должно было внедрить в сознание потенциального заказчика услуги представление о ее безвозмездном приобретении.
 
При этом в левой нижней четверти кадра мелким, плохо читаемым, полупрозрачным шрифтом была расположена дополнительная информация: «Леди Гага – «Плохой роман», 1 мин для абонентов МТС - 71,12 руб.; БИЛАЙН – 70 руб.; Мегафон, ТЕЛЕ-2 – 70,8 руб. Интернет-трафик оплачивается дополнительно по тарифам оператора». Таким образом, предупреждение о том, что нахождение на платном развлекательном сервисе 0917 стоит совсем не дешевую цену, зрителю прочитать было нелегко, понять и проанализировать – тоже. Тем более, что эта часть сведений об услуге транслировалась всего 5 секунд.
 
Многие пользователи сотовых телефонов, абоненты МТС, звонили на волшебный номер 0917, загоревшись желанием подключить услугу «Гудок» и никак не ожидая, что с их счетов улетучатся вполне весомые суммы. Они оказывались жертвами заблуждения, в которое вводила их развеселая реклама.
 
Чтобы аргументировано квалифицировать нарушение рекламного законодательства, антимонопольщики обратились за психологической экспертизой к научным кадрам Иркутского госуниверситета. Экспертное заключение подготовил доцент психологического факультета, кандидат психологических наук, член-корреспондент Международной Академии психологических наук Сергей Бышляго. Он считает, что информация об оплате звонка на номер 0917, «большая по текстовой и цифровой нагрузке, предполагающей анализ и сравнение», практически недоступна для восприятия потребителями. Она плохо видна и транслируется очень короткое время. «Содержательно, информационно ролик рождает больше вопросов, чем ответов на них», - пишет исследователь. Кроме того, он отмечает наличие в ролике провоцирующих мер воздействия на телезрителя: динамический мультипликационный сюжет, ритмичную музыку, яркие цвета и, главное, крупный шрифт, настойчивые, «вдалбливающие» повторения слова «БЕСПЛАТНО» и номера 0917. Реклама вводит людей в заблуждение, искажая смысл предложенной информации.
 
Реклама признана ненадлежащей в соответствии с п.4 ст.5 закона «О рекламе». Демонстрация ролика прекращена сразу после возбуждения дела антимонопольным органом. Ответственность за лукавую пропаганду услуги «Гудок» несет рекламодатель – компания «Неолайн». Ей еще предстоит выплата штрафа.