Решение о даче согласия на предоставление государственной преференции с введением ограничений в отношении предоставления государственной преференции

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите  конкуренции», Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по результатам рассмотрения заявления Министерства имущественных отношений Иркутской области (исх. №02-51-6594/21 от 10.06.2021 г., вх. Иркутского УФАС России №8123/19 от 23.06.2021 г.) о даче согласия на предоставление государственной преференции ООО «Иркутское упаковочное производственное предприятие» (664035, г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 36, ОГРН 1023801024015, ИНН 3808052020) в целях социального обеспечения населения в виде передачи в безвозмездное пользование в приоритетном порядке, то есть без проведения конкурса или аукциона, движимого имущества (производство ящиков и коробок из гофрированной бумаги или гофрированного картона, изделий из бумаги и картона), общей стоимостью 11 344 292,40 руб., находящегося в государственной собственности Иркутской области, закрепленного  на праве оперативного управления за Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,  на срок до 02.01.2025 г., установлено следующее.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) - государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К указанному заявлению прилагаются:

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлен исчерпывающий перечень целей, в которых государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, в частности, в целях социального обеспечения населения.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, незакрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее -  Закон о социальной защите инвалидов) установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Закона о социальной защите инвалидов реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

– медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

– профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

– социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

– физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

В федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. №2347-р, пунктом 5 включено обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).

Частью 1 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Основной целью деятельности ООО «Иркутское упаковочное производственное предприятие» является привлечение к трудовой деятельности инвалидов по зрению групп и инвалидов других категорий, создание условий обеспечивающих профессиональную реабилитацию инвалидов, профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессиональную, производственную адаптацию, медицинский контроль за рациональным трудоустройством инвалидов и их состоянием здоровья, оказание неотложной и амбулаторной медицинской помощи работающим инвалидам, осуществление комплекса мер по социально-средовой  ориентации и социально-бытовой адаптации, а также производства и реализации товаров (работ и услуг) с целью удовлетворения общественных потребностей, получения прибыли и обеспечения финансирования деятельности Всероссийского общества слепых за счет установленных взносов (п. 4.2. Устава).

Предметом деятельности Общества являются:

- производство товаров промышленного и бытового назначения, имеющих спрос на рынке;

- разработка и внедрение специальных технологий позволяющих использовать труд инвалидов, а также обучение их приемам работы;

- разработка, производство и реализация технических средств реабилитации инвалидов;

- производство продуктов питания, санитарии, гигиены;

- транспортные перевозки грузов и пассажиров, сервисный ремонт и обслуживание автотранспорта и других технических средств;

- реализация произведённых и приобретенных промышленных и продовольственных товаров с использованием оптовой, розничной и других форм торговли, купля-продажа механизмов и промышленного оборудования, сырья и полуфабрикатов, запчастей и деталей;

- проведение всех видов торговых сделок и иных законных операций и недвижимым имуществом, в том числе: купля-продажа, сдача в аренду и субаренду и др.;

- оказание бытовых услуг;

- оказание медицинских услуг;

- рекламная, информационная деятельность, участи в работе ярмарок, выставок;

- осуществление экспортных, импортных, лизинговых и товарообменных сделок, а также других форм и видов внешнеэкономический деятельности;

- осуществление различных производственных и коммерческих проектов в РФ и за рубежом, не противоречащих законодательству и соответствующих задачам ВОС.

 Статьей 21 Закона о социальной защите инвалидов определен порядок установления квоты для приема на работу инвалидов.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов. 

В соответствии с Уставом ООО «Иркутское упаковочное производственное предприятие» и свидетельством о государственной регистрации юридического лица Общество создано Общероссийской общественной организацией инвалидов – «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (ВОС) в феврале 1999 г..

 Списочная численность работников Общества составляет 43 человека, из них 28 человек инвалиды 1,2,3 групп, что подтверждается справками о принадлежности работников к определенной группе инвалидности.

Таким образом, ООО «Иркутское упаковочное производственное предприятие» обеспечивает реабилитацию и трудоустройство инвалидов.

Анализ представленных документов: проект распоряжения министра имущественных отношений Иркутской области, наименование видов работ, реализованных ООО «Иркутское упаковочное производственное предприятие»; бухгалтерский баланс; информация о перечне лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, учредительные документы ООО «Иркутское упаковочное производственное предприятие», позволяет сделать вывод, что государственная преференция предоставляется ООО «Иркутское упаковочное производственное предприятие» в целях социального обеспечения населения.

На дату рассмотрения обращения Министерства имущественных отношений Иркутской области о предоставлении государственной преференции Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области вынесено Решение от 13.04.2021 г. о передаче ООО «Иркутское упаковочное производственное предприятие» в целях социального обеспечения населения имущества областной государственной собственности, находящегося в оперативном управлении министерства сроком со 02.01.2021 г. по 02.01.2025 г..

На основании изложенного, Иркутское УФАС России для обеспечения соответствия государственной преференции целям, указанным в пункте 10 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию, в силу пункта 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления Министерства имущественных отношений Иркутской области о даче согласия на предоставление государственной преференции, в целях социального обеспечения населения, путем передачи в безвозмездное пользование ООО «Иркутское упаковочное производственное предприятие» (664035, г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 36, ОГРН 1023801024015, ИНН 3808052020), без проведения конкурса или аукциона движимого имущества, общей стоимостью 11 344 292,40 руб., находящегося в государственной собственности Иркутской области, закрепленного  на праве оперативного управления за Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, принимает решение о даче согласия на предоставление государственной преференции с введением следующего ограничения:

- предельный срок предоставления государственной преференции устанавливается 02 января 2025 г..

Одновременно разъясняем, что в соответствии с частью 4 статьи 20 Закона о защите конкуренции, заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых установлен настоящим решением антимонопольного органа, в месячный срок с даты предоставления государственной преференции.

Настоящее решение вступает в силу по истечении 30 дней с даты его опубликования на официальном сайте ФАС России.

Настоящее решение может быть обжаловано в ФАС России (коллегию по контролю за надлежащим осуществлением государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции) в течение 10 дней с даты его опубликования на сайте ФАС России.