«Роснефть»: и вечный бой, покой нам только снится

 

 
Еще не завершилась затянувшаяся судебная тяжба Иркутского управления ФАС России с нефтяной компанией «Роснефть», которая длится вот уже скоро два года. Недавно региональное антимонопольное ведомство возбудило дело против «дочки» НК – ЗАО «Иркутскнефтепродукт» по признакам нарушения закона «О Защите конкуренции». Причиной стало антимонопольное расследование, которое выявило, что «Иркутскнефтепродукт» ведет политику поддержания розничных цен на нефтепродукты при устойчивом росте оптовых цен с целью создания преимуществ в предпринимательской деятельности . О том, как обстоят дела на «нефтяном» фронте антимонопольщиков Приангарья, рассказывает руководитель Иркутского УФАС Валентина Заморина.
 
- В  июле 2008 года мы признали компанию «Роснефть» нарушившей конкурентное право. На оптовом рынке нефтепродуктов Иркутской области она создала дискриминационные условия доступа к товарам для тех игроков, что не входили в ее вертикальную интеграцию. Монополист сразу включился в судебную схватку. Суды первой и второй инстанций признали правоту антимонопольного органа. Но кассационная отправила дело на новое рассмотрение. Начался, что называется, «второй сезон» противостояния. И вновь Иркутский арбитражный суд встал на сторону антимонопольщиков. «Роснефть» подала апелляцию. Но и на этот раз Четвертый арбитражный апелляционный суд в Чите подтвердил нашу правоту. Тогда компания обратилась с кассационной жалобой в арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
 
- Интересно, как же на этот раз решит кассационная инстанция.
 
- На сегодняшний день дело приостановлено. Суд удовлетворил ходатайство нефтяников, которые просили дождаться вердикта по делу ФАС России против ВИНКов (в том числе и «Роснефти»), которые обвиняются в установлении монопольно высокой цены.
 
- Какую связь или аналогию усматривает суд между этими совершенно отдельными процессами?
 
-. У суда свои резоны. Возможно, суды пытаются выработать единый подход к принятию решений по злоупотреблениям на рынке нефтепродуктов. Будем ждать. А пока нет окончательного вердикта в этой нашей затянувшейся тяжбе с «Роснефтью», оборотный штраф в 229 миллионов «с хвостиком», который она должна заплатить за нарушение закона «О защите конкуренции», остается «замороженным» еще с 2008 года.
 
- А как «Роснефть» ведет себя на рынке в настоящее время? Отказалась ли она от своей дискриминационной политики?
 
- Наши предписания, в общем-то, фактически исполнены, но они обжалуются. «Роснефть» отказалась от процедуры тендерных псевдоторгов и, как пишется в ее официальном ответе нашему управлению, «активно развивает биржевую торговлю нефтепродуктами». Но, на мой взгляд, биржевая цена пока еще не может являться справедливой. Слишком мал еще объем продаж, основным игроком на нефтяной бирже остается все та же «Роснефть», остальные ВИНКи представлены очень скромно. О настоящей состязательности можно будет говорить только, когда на биржу самостоятельно выйдут сбытовые компании ВИНКов. Пока же «Роснефть» формирует оптовую цену для свей «дочки» «Иркутскнефтепродукта» таким образом, что у того даже розничная цена мало отличается от биржевой, и он все равно пользуется рядом непреодолимых преимуществ перед конкурентами.
 
- У читателя может создаться впечатление, что вся эта битва с гигантом – сражение с ветряными мельницами. Есть все-таки какой-то положительный результат?
 
- Прежде всего, он в том, что ценовая вакханалия на рынке бензинов в нашем регионе не получила развития. Вступив в борьбу, нам удалось сдержать рост цен и даже снизить. Для сведения, разница между фактической ценой бензина между августом 2008 и декабрем 2009 при продаже оптом АИ 95 составила 7,25 рубля, АИ 92 – 8,25 рубля, а в розницу АИ 95 подешевел на 5,4 рубля, АИ92 – на 6,2 рубля. Но это не значит, что на автозаправках региона царило полное спокойствие и соблюдался закон.
 
- Вы говорите о том, как в феврале прошлого года цены в Иркутске вновь поползли вверх?
 
- Эту ситуацию спровоцировали ни много ни мало одиннадцать игроков рынка розничных продаж, которые поднимали цены на одинаковые величины буквально день в день. Мы доказали в ходе рассмотрения наличие согласованных действий между заправщиками, целью которых было поставить покупателей в безальтернативные условия. Как только мы возбудили дело, нарушение практически сразу прекратилось. И цены на заправках вновь «успокоились». Должностных лиц всех компаний – участников «сговора» мы привлекли к ответственности в виде штрафов по 17 тысяч рублей. Один заплатил сразу. Другие обжалуют в суде. «Иркутскнефтепродукт» нам в суде уже проиграл. Во всех трех инстанциях. Это случилось в середине апреля.
 
- Какую картину сегодня показывает мониторинг опта и розницы бензина?
 
- «Роснефть» меняет тактику борьбы с конкурентами. Она поднимает оптовые цены, а на заправках «Иркутскнефтепродукта» цены не растут. В таких условиях мелкие конкуренты монополиста лишены возможности извлекать сколько-нибудь значимую прибыль. Разница между оптовой и розничной ценой в рублях на литр бензина до марта прошлого года была не меньше 8, а где-то доходила и до 11, потом до конца года она не опускалась ниже шести рублей с литра. С января 2010 она падает, бывали дни, что «маржа» альтернативных ВИНКу автозаправщиков составляла всего 2 рубля с литра, сегодня она держится на отметке 4,5. Казалось бы, снижая собственную доходность, «Роснефть» делает преференции потребителям. На самом деле мы видим в этом признаки стремления выдавить с розничного рынка своих конкурентов, еще способных сопротивляться ее рыночной силе. Пока потребителю нравится ценовая стабильность в рознице. Недавно цена на АИ92 с 22,90 рублей подешевела до 22,73. Борьба идет на копейки. Однако, что будет в будущем, если монополисту удастся путем такой тактики вытеснить с рынка сколько-нибудь значительных конкурентов и монополизировать не только опт Приангарья, но и розницу? Это опасная антиконкурентная игра.
 
- Что предпринимает Иркутское управление ФАС?
 
-Антимонопольное расследование на сегодня завершено. Возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Рассмотрение назначено на 17 июня.  Но сразу можно сказать: доказывать лукавство компании, уже искушенной в борьбе с нами, будет очень трудно. Что ж, мы готовы к новым сражениям за торжество закона.
 
Подготовила Марина Рыбак, пресс-секретарь Иркутского УФАС