• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол заседания от 16.12.2013 г.

 

Протокол

Заседания экспертного совета по рекламе при Иркутском УФАС России

 

г. Иркутск                                                                                            16.12.2013 г.

 

Председательствовал: Кулиш Александр Владимирович – председатель экспертного совета, заместитель руководителя Иркутского УФАС;

 

Присутствовали:

 

Пур Сергей Григорьевич – заместитель председателя экспертного совета, начальник отдела контроля рекламы Иркутского УФАС;

 

Рыбак Марина Владимировна – секретарь экспертного совета по рекламе, пресс-секретарь Иркутского УФАС;

 

Евладов Алексей Сергеевич – начальник отдела наружной рекламы КУМИ г. Иркутска;

 

Есипов Владислав Витальевич – заведующий кафедрой искусствоведения Института изобразительных искусств и социальных наук НИ ИрГТУ, доктор исторический наук, профессор.

 

Кичатинова Ольга Владимировна – преподаватель Международного института экономики и лингвистики ИГУ, доцент, кандидат филологических наук;

 

Священник Павел Телегин – иерей Иркутской Епархии Русской Православной Церкви;

 

Аарон Вагнер – раввин Иркутска и Иркутской области;

 

Мингалеев Фарид Мирзагитович – муфтий Иркутской соборной мечети;

 

Акулова Анна Петровна – председатель Иркутского областного Совета женщин;

 

Кулинич Светлана Васильевна – председатель Иркутского отделения Российского Детского Фонда;

 

Рабинович Владимир Юльевич – заведующий кафедрой рекламы факультета сервиса и рекламы ИГУ, доцент, кандидат исторических наук;

 

Кичатинова Ольга Владимировна – преподаватель Международного института экономики и лингвистики ИГУ, доцент, кандидат филологических наук;

 

Заграйская Юлия Станиславовна – и.о. заведующего кафедрой рекламы и связей с общественностью ИГЛУ;

 

Сосновский Илья Захидович – доцент кафедры рекламы и PR ИГЛУ;

 

Боллигер Лариса Васильевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии НИ ИрГТУ;

 

Артемьева Ольга Аркадьевна – доктор психологический наук, доцент факультета психологии ИГУ.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Председатель А.В. Кулиш открыл заседание, доложил информацию об изменении состава экспертного совета.

Далее председатель огласил повестку заседания. Для обсуждения было предложено 5 рекламных продуктов:

 

1.    Реклама Медиа – агентства «Прайм – тайм пиар» с использованием образа животного; 

2.  Реклама мероприятия «МИР! ТРУД! МАЙ!» в ночном клубе «Чердак»;

3.  Реклама доставки лапши «Woks Box» с использованием образов обнаженных женщин;

4.   Реклама доставки лапши «Woks Box» с использованием дорожных знаков;

5.   Реклама таблеток для экономии расхода топлива «Enviro Tabs» с использованием образа полуобнаженной девушки.

 

I.         Реклама Медиа – агентства «Прайм – тайм пиар», распространяемая на фасадах жилых домов, расположенных в г. Иркутске по ул. Байкальской, с использованием выражения «Мы вывернемся для вас наизнанку» и изображения человеческой руки, тянущей за лапу кота, стилизованно представленного вывернутым наизнанку. 

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, а также в Прокуратуру Иркутской области поступило заявление жительницы г. Иркутска, которая посчитала, что данная реклама содержит призыв к насилию и жестокости над животными.

 

Представитель рекламодателя пояснил, что в данной рекламе призыва к насилию над животными не содержится. Цель рекламы состояла в привлечении внимания потенциальных рекламодателей. В данной рекламе содержится изображение фотографий двух кошек, соединенных между собой при помощи программы фотошоп. Сразу же после поступления жалобы и получения соответствующего уведомления, реклама была демонтирована. Картинка была взята из сети интернет.

 

Мнения членов экспертного совета:

 

Артемьева О.А. указала, что реклама является наружной, поэтому потребителями являются все население г. Иркутска, а также гости города, в том числе дети. Привлечение внимания осуществляется за счет акта агрессии в отношении беззащитных существ, изображенного в рекламе. Кошка выворачивается не сама, ее тянет напряженная человеческая рука. Данное изображение двусмысленно и противоречиво. Для детей данное изображение может быть образцом для подражания.

 

Сосновский И.З. выразил мнение о том, что данная реклама оказывает влияние на потребителей. Вместе с тем реклама может быть по-разному воспринята потребителями, в том числе негативным образом.

 

Кичатинова О.В. указала, что данная реклама призывает к насилию над животными.

 

Есипов В.В. отметил, что данная реклама может спровоцировать потребителей на агрессию.

 

Аарон Вагнер выразил мнение о том, что сам по себе факт демонтажа рекламы с фасадов домов говорит о том, что рекламодатель признает наличие неоднозначного восприятия рекламы со стороны потребителей. 

 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама призыв к насилию над животными, члены экспертного совета единогласно проголосовали: «Да, содержит».

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать наличие в рассматриваемой рекламе признаков нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

II.      Реклама мероприятия «МИР! ТРУД! МАЙ! 1, 2 мая» в ночном клубе «Чердак» с изображением государственного флага СССР, а также исторических деятелей: Карла Маркса (изображен с ведром желтого цвета на голове, руки подняты вверх таким образом, что мизинец и указательный палец выставлены вперёд, средний и безымянный прижаты к ладони), В. И. Ленина (на голове надет колпак, сочетающий в себе полосы красного и желтого цветов, на шее галстук желтого цвета, в руке находится стакан красного цвета), И.В. Сталина (на голове надет колпак, сочетающий в себе полосы красного и желтого цветов, в руке находится стакан красного цвета), Фиделя Кастро (рука вытянута вперед, в руке находится стакан красного цвета), Мао Дзедуна (рука вытянута вперед, в руке находится стакан красного цвета).

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление Иркутского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о нарушении требований ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при распространении указанной рекламы.

 

Представитель заявителя указал, что рассматриваемая реклама унижает достоинство коммунистов как социальной категории, профессии, достоинства граждан РФ, родившихся и живших в период Советского Союза.

 

Представитель рекламодателя выразил мнение о том, что в данном случае, наоборот, рекламодателем поддерживается интерес к Коммунистической партии. Кроме того указал, что ничего оскорбительного и непристойного в данной рекламе он не видит.

 

Мнения членов экспертного совета:

 

Артемьева О.А. указала, что в рекламе происходит дискредитация представителей коммунистической партии, а также всех россиян, которые являются наследниками истории Советского Союза. Данная идеология является историей своей страны. Поэтому в рекламе происходит дискредитация образов идеалов людей, на которых ориентировались наши предки. Красный стакан в руках изображенных персонажей ассоциируется с напитком «Кока – кола». Изображенные на голове Ленина и Сталина шапочки являются атрибутикой зарубежного празднования дня рождения. Вместе с тем, Ленин и Сталин были приверженцами построения самобытного Советского государства и противопоставляли себя буржуазному обществу. Сложенные определенным образом пальцы рук Карла Маркса тоже является определенным символом, так называемой «козой», что является смешением противопоставляемым культур. Указанные элементы дискредитируют социальную идентичность старшего поколения россиян и последователей коммунистической идеологии.

 

Сосновский И.З. отметил, что указанный жест Карла Маркса является символом панковой культуры, которая зародилась в Англии. С точки зрения политических технологий, данная реклама является черным пиаром.

 

Боллигер Л.В. указала, что такое шутовское направление нельзя использовать при представлении таких исторических лидеров. В данном случае оскорбляются идеалы приверженцев коммунистической идеологии.

 

Отец Павел выразил мнение, что 1 и 2 мая ассоциируются у людей с государственными праздниками. Флаг армии красного цвета. На крыльях самолетов изображены звезды. На улицах городов установлены памятники Ленину. Лозунг «Мир, Труд, Май» до сих пор не потерял свою актуальность. Кроме того, один из столпов воспитания детей является уважение к своей истории. В данном случае оскорбляются государственные идеалы и история государства.

 

Есипов В.В. указал, что данные образы, несмотря ни их неоднозначность, нельзя изображать таким образом.

 

Аарон Вагнер отметил, что религиозных лидеров и политиков нельзя отождествлять. Кроме того указал, что реклама является карикатурой и воспринимается людьми по-разному.

 

Рабинович В.Ю. выразил мнение о том, что в законе есть четкое указание о том, что реклама является ненадлежащей, если она содержит оскорбительные и непристойные образы, порочащие честь и достоинство определенных социальных групп. Данное изображение соответствует всем критериям ненадлежащей рекламы.

 

Кичатинова О.В. отметила, что исходя из аспектов этики, данная реклама является оскорбительной.

 

Кулиш А.В. указал, что мнение о каком либо событии и реклама подобного события – это абсолютно разные вещи. Законодатель устанавливает жесткие требования к коммерческой информации. Кроме того, отметил, что ранее, Иркутским УФАС России была признана ненадлежащей похожая реклама ночного клуба «Акула» с использованием образа В.И. Ленина с колпаком на голове. Данная реклама была рассмотрена на Экспертном совете ФАС России и признана содержащей оскорбительный образ. Спор прошел судебное разбирательство. Есть вступившее в законную силу решение суда.

 

 По вопросу о том, содержит ли указанная реклама непристойные и оскорбительные образы,  члены экспертного совета единогласно проголосовали: «Да, содержит»

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать наличие в рассматриваемой рекламе признаков нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

 

III. Реклама доставки лапши «Woks Box» с использованием образов трех полуобнаженных женщин и выражением «Попробуй всех». При этом, рядом с каждым изображением содержится вид лапши: «рисовая, пшеничная, гречневая».

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступали устные обращения жителей г. Иркутск о нарушении требований ФЗ «О рекламе» при ее распространении.

 

Представитель рекламодателя отметил, что идея рекламы состояла в ассоциативной связи девушек с сельскохозяйственными культурами. Цвет лапши совпадает с цветом волос девушек. Реклама показалась забавной. Вместе с тем отметил, что она является провокационной, в связи с чем содержит признаки нарушения законодательства.

 

Мнения членов экспертного совета:

 

Кичатинова О.В. отметила, что с точки зрения филологии фраза «Попробуй всех» относится к девушкам, а не к лапше и, следовательно, приобретает непристойный смысл.

 

Артемьева О.А. отметила, что в данной рекламе женщина представлена как товар, что является оскорбительным.

 

Отец Павел отметил провокационный характер рассматриваемой рекламы.

 

По вопросу о том, содержит ли указанная реклама непристойные и оскорбительные образы и выражения,  члены экспертного совета единогласно проголосовали: «Да, содержит»

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

Признать наличие в рассматриваемой рекламе признаков нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

 

IV. Реклама таблеток для экономии расхода топлива «Enviro Tabs» с использованием образа полуобнаженной девушки.

 

Отец Павел отметил провокационный характер рассматриваемой рекламы и указал на недопустимость распространения подобной рекламы.

 

Рабинович В.Ю. указал, что реклама является непристойной.

 

Боллигер Л.В. выразила мнение о том, что распространение подобной рекламы является вредным и использует образ женщины в непристойном виде.

 

По вопросу о том, содержит ли указанная реклама непристойный и оскорбительный образ,  члены экспертного совета единогласно проголосовали: «Да, содержит»

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать наличие в рассматриваемой рекламе признаков нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

 

 

Председатель совета                                                                                      А.В. Кулиш

 

 

Дата проведения Совета: 
13 января 2014, 15:04