Протокол заседания от 25.06.2014 г.

25.06.2014 г. состоялось очередное заседание экспертного совета по рекламе при Иркутском Управлении Федеральной антимонопольной службы. Протокол заседания экспертного совета размещаем на нашем сайте.

 

Протокол

Заседания экспертного совета по рекламе при Иркутском УФАС России

 

г. Иркутск                                                                                                                 25.06.2014 г.

 

 

Председательствовал: Кулиш Александр Владимирович – председатель экспертного совета, заместитель руководителя Иркутского УФАС;

 

Присутствовали:

 

Пур Сергей Григорьевич – заместитель председателя экспертного совета, начальник отдела контроля рекламы Иркутского УФАС;

 

Гимельштейн Александр Владимирович – председатель Иркутского отделения Союза журналистов России;

 

Священник Павел Телегин – иерей Иркутской Епархии Русской Православной Церкви;

 

Москаленко Алексей Алексеевич – уполномоченный по защите прав предпринимателей по Иркутской области;

 

Сизых Наталья Ивановна – начальник отдела наружной рекламы и нестационарной торговой сети департамента предпринимательства и развития потребительского рынка комитета по экономике  администрации г. Иркутска;

 

Кичатинова Ольга Владимировна – преподаватель Международного института экономики и лингвистики ИГУ, доцент, кандидат филологических наук;

 

Артемьева Ольга Аркадьевна – доктор психологический наук, доцент факультета психологии ИГУ;

 

Есипов Владислав Витальевич – заведующий кафедрой искусствоведения Института изобразительных искусств и социальных наук НИ ИрГТУ, доктор исторический наук, профессор;

 

Рабинович Владимир Юльевич – заведующий кафедрой рекламы факультета сервиса и рекламы ИГУ, доцент, кандидат исторических наук;

 

Дунаева Виктория Витальевна – начальник отдела надзора в сфере массовых коммуникаций Иркутского управления Роскомнадзора;

 

Шолохов Андрей Викторович – доцент кафедры дизайна Института изобразительных искусств и социальных наук НИ ИрГТУ, кандидат искусствоведения, председатель союза дизайнеров Иркутской области;

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Председатель А.В. Кулиш открыл заседание, доложил информацию об изменениях состава Экспертного совета по рекламе.

Далее председатель огласил повестку заседания. Для обсуждения было предложено 6 рекламных продуктов:

 

 

1.      Реклама серии вечеринок в ночном клубе «Метро»;

2. Реклама вечеринки «Страстная пятница» в ночном клубе «Club 7 bar»;

3. Реклама компании «Магистраль Шина» с использованием выражения «СИСЬКИ!!!»;

4. Реклама салона эротических товаров «Амурчик»;

5. Реклама концерта – презентации альбома «Матрешка» группы «Ляпис Трубецкой»;

6. Реклама кинофильма «Всё и сразу» с использованием выражения «НЕ ПЬЁМ! НЕ БЛЮЁМ! НЕ ДРОЧИМ!

 

 

I.     Реклама серии вечеринок в ночном клубе «Метро» (г. Железногорск – Илимский Иркутской области), распространенная в информационно – телекоммуникационной сети интернет на сайте vk.com с использованием следующих выражений: «9 мая «НОЧЬ ПОБЕД»…10 мая «ОПОХМЕЛ PARTY». Только лучшие напитки в баре помогут снять стресс от майских праздников! Главный кто поможет тебе снять стресс это – доктор Pavel Drung и его помощник мед.брат Dj Shake!...далее по тексту» и изображений орденов и медалей Советского Союза.

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление жителя г. Железногорск – Илимский Иркутской области, глубоко возмущенного рассматриваемой рекламой. По мнению заявителя, рассматриваемая реклама оскорбляет праздник Великой Победы – 9 мая.  

 

Мнения членов экспертного совета:

 

Артемьева О.А. отметила, что в данной рекламе происходит глумление над ценностями исторического события – Победы в Великой Отечественной войне, а также подмена понятий Великой Отечественной войны и алкоголя.

 

Гимельштейн А.В. указал, что у каждого поколения свои представления о праздновании исторических праздников. И если молодежь будет вспоминать о Великой Отечественной войне посредством вечеринок, то это, несомненно, положительная тенденция. Кроме того, указал, что используемые в рекламе награды не являются государственными наградами РФ.

 

Шолохов А.В. отметил, что не видит в рассматриваемой рекламе ничего непристойного и оскорбительного, вместе с тем обратил внимание членов экспертного совета на наличие в рекламе изображений силуэтов обнаженных девушек и иностранной валюты. Изображение девушек и наград, совместно, говорят о том, что для организаторов вечеринки эти вещи находятся где – то рядом.

 

Москаленко А.А. выразил согласие с мнением Гимельштейна А.В. Кроме того  отметил, что эксперты не должны забывать о последствиях принятого решения, а именно о штрафных санкциях, предусмотренных за нарушение законодательства о рекламе, например, на юридических лиц в размере от 100 до 500 т.р.   

 

Кулиш А.В. указал, что возможная административная ответственность за нарушение требований рекламного законодательства не должна влиять на экспертов при вынесении решений о непристойности и (или) оскорбительности конкретной рекламы. Кроме того отметил, что рассматриваемая реклама оскорбляет историческое событие, являясь при этом неквалифицированной и непрофессиональной.

 

Отец Павел выразил мнение о том, что в рекламе происходит выхолащивание культурных символов, их подмена у подрастающего поколения, а также оскорбление Великой Отечественной войной.

 

Кичатинова О.В. указала, что в данной рекламе использован креализованный текст в сочетании с изображениями орденов и медалей. Сочетание текста и изображений оскорбляет гражданские патриотические чувства.   

 

Есипов В.В. отметил, что для символов, изображенных в рекламе, используется недостойный контекст.

 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама оскорбительные образы и выражения, члены экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

«Да, содержит» - 8 экспертов.

 

«Нет, не содержит» - 4 эксперта.

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать наличие в рассматриваемой рекламе оскорбительных образов и выражений.

 

II.     Реклама вечеринки под названием «Страстная Пятница», распространенная в виде плаката на входной двери ночного клуба «Club 7 bar», находящегося в г. Иркутске по адресу: ул. Байкальская, 108. Реклама содержала дату проведения вечеринки – 18 апреля, контактную информацию, и была распространена на фоне изображения части женского лица от губ до подбородка.    

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление жителей г. Иркутска, которые посчитали данную рекламу оскорбительной.

 

Заявитель указал, что использованный рекламодателем художественный образ и заявленная программа вечеринки выражают в развращенной и непристойной форме один из важнейших религиозных символов православного христианства – Страстную пятницу. Это дата страстной седьмицы, когда Иисус Христос принял в страшных мучениях крестную смерть, был снят с креста и погребен. Этот день символизирует христианские мучения, когда Сам Господь принес себя в жертву за грехи мира. У православных верующих Страстная пятница – самый строгий день Великого Поста.

По мнению заявителя, создание и размещение рассматриваемой рекламы унижает достоинство всех православных христиан как социальной категории; достоинство граждан РФ, чтящих историю своего отечества; людей, для которых дороги мораль и нравственность.   

 

 

Мнения членов экспертного совета:

 

Шолохов А.В. отметил, что в данной рекламе используется некое совпадение. Вместе с тем, данная реклама ассоциируется с религиозным событием.

 

Рабинович В.Ю. указал, что, по его мнению, реклама не содержит непристойных или оскорбительных образов, поскольку не каждый потребитель рекламы знает о подобных православных событиях. Кроме того, в рекламе не содержится никакой православной атрибутики, и, следовательно, невозможно определить, что речь идет именно о религиозном событии.    

 

Отец Павел выразил мнение о том, что распространение подобной рекламы является недопустимым. Рекламодатель осознано распространил рекламу именно в этот скорбный день, намерено используя словесный прием с различной возможностью произношения слова в сочетании с изображением женских губ.  

 

Гимельштейн А.В. выразил мнение о том, что в данном случае отсутствует предмет дискуссии, реклама является оскорбительной, поскольку, в том числе, задевает чувства верующих людей.

 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама оскорбительный образ и выражение, члены экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

«Да, содержит» - 11 экспертов.

 

«Нет, не содержит» - 1 эксперт.

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать наличие в рассматриваемой рекламе оскорбительного образа и выражения.

 

III. Реклама компании «Магистраль Шина» с использованием выражения «СИСЬКИ!!!» Реклама распространялась в г. Братске на остановках общественного транспорта.

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление телекомпании «Город» (г. Братск). Согласно заявлению, в редакцию телекомпании обратились жители г. Братска, у которых данная реклама с использованием слова «Сиськи» вызвала негодование. Как видно из контекста рекламы, данное слово размещено для того, чтобы привлечь как можно больше потенциальных клиентов.

 

Мнения членов экспертного совета:

 

Гимельштейн А.В. отметил, что данная реклама, по его мнению, является скорее недостоверной, чем оскорбительной. Вместе с тем, слово «Сиськи» использовали в своих произведениях известные писатели, в том числе М.А. Шолохов.

 

Рабинович В.Ю. указал, что реклама вводит в заблуждение потребителей относительно объекта рекламирования.

 

 

Артемьева О.А. выразила мнение о том, что использование в рекламе выражения «Сиськи!!!» неуместно, поскольку объектом рекламирования являются грузовые шины. Само по себе использование слова «сиськи» оскорбляет женщин, поскольку является вульгарным обозначением женской груди, что нарушает общепринятые нормы морали и нравственности. В связи с этим, использованное в рекламе выражение «Сиськи!!!» является непристойным и оскорбительным. 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама непристойное и оскорбительное выражение, члены экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

«Да, содержит» - 11 экспертов.

 

1 эксперт воздержался от голосования.

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать наличие в рассматриваемой рекламе непристойного и оскорбительного выражения.

 

IV.    Реклама салона эротических товаров «Амурчик» с использованием выражения «Играйте наслаждаясь и наслаждайтесь играючи».

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление Центральной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Братска о размещении в частном маршрутном автобусе № 40 «Автостанция – 23–й микрорайон» рекламы салона эротических товаров «Амурчик», которая, по мнению граждан, не соответствует этическим и моральным нормам. Кроме того, по мнению заявителя, распространение такой рекламы среди неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, является недопустимым. 

 

Мнения членов экспертного совета:

 

Гимельштейн А.В. отметил, что это законный вид предпринимательской деятельности, ограничений к рекламе такого вида деятельности нет, поэтому рассматриваемая реклама не содержит непристойных и оскорбительных выражений.

 

Дунаева В.В. выразила мнение о том, что используемое выражение не может быть признано оскорбительным.

 

Артемьева О.А. указала на наличие двусмысленности в рассматриваемом выражении и выразила мнение о его непристойности.

 

Отец Павел отметил, что в рекламе изображен непристойный образ падшего ангела – «амурчика», который имеет цель склонение потребителя рекламы к непристойному поведению и греховным поступкам.

 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама непристойное и оскорбительное выражение, члены экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

 

 

«Да, содержит» - 3 эксперта.

 

«Нет, не содержит» - 9 экспертов

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать отсутствие в рассматриваемой рекламе непристойного и оскорбительного выражения.

V. Реклама концерта – презентации альбома «Матрешка» группы «Ляпис Трубецкой» в РЦ «Дикая Лошадь» 05 июня 2014 г.

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление Иркутского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации о нарушении требований рекламного законодательства РФ при распространении рассматриваемой рекламы, поскольку название альбома в рекламе читается как выражение «Нет Рашке», что унижает достоинство граждан РФ.   

 

Заявитель отметил, что реклама является оскорбительной и пугающей. В рекламе использован слоган «Нет Рашке», а не название альбома «Матрешка». «Рашка» - оскорбительное название нашей страны. Следовательно, нет нашей родине. Кроме того, слоган сопровождается изображениями обугленных матрешек.

 

Мнение членов экспертного совета:

 

Кулиш А.В. отметил, что сотрудниками Управления найдена информация относительно рассматриваемой рекламы. Группой «Ляпис Трубецкой», действительно, выпущен альбом под названием «Матрешка» и организован концертный тур, в том числе, по городам России.

 

Гимельштейн А.В. указал на тот факт, что в рекламе отсутствует выражение «Нет Рашке», а изображено название альбома «Матрешка». Вместе с тем, указал, что если читать выражение способом заявителя, то выйдет фраза «НетРёшке».

 

Шолохов А.В. выразил мнение об отсутствии оскорбительного выражения в рекламе и указал на наличие в рекламе слова «Матрешка» 

 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама непристойное и оскорбительное выражение и образ, члены экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

 «Да, содержит» - 2 эксперта.

 

«Нет, не содержит» - 10 экспертов.

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать отсутствие в рассматриваемой рекламе непристойного и оскорбительного выражения и образа.

 

 

 

VI. Реклама фильма «Все и Сразу» с использованием выражения «Не пьем, Не блюем, Не дрочим».

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление программы «Вести Иркутск» (филиал ФГУП «ВГТРК ГТРК Иркутск») о распространении в кинотеатрах г. Иркутска возле билетных касс рекламных буклетов к фильму «Все и Сразу» с нецензурным слоганом - «Не пьем, Не блюем, Не дрочим».

 

 

Мнения членов экспертного совета:

 

Гимельштейн А.В. выразил мнение о том, что не стоит обсуждать «глубокий» смысл этого выражения, поскольку является очевидным его непристойный и оскорбительный смысл. Вместе с тем, отметил, что этот слоган является официальным прокатным слоганом фильма в Российской Федерации, в связи с чем непонятна позиция государственного органа, выдавшего фильму прокатное удостоверение.

 

Шолохов А.В. отметил, что используемые слова являются непристойными, особенно последнее слово. В связи с чем, выражение является непристойным и оскорбительным.

 

Есипов В.В. выразил мнение о том, что выражение, использованное в рекламе, является непристойным, оскорбительным и аморальным.

 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама непристойное и оскорбительное выражения, члены экспертного совета единогласно проголосовали: «Да, содержит».

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать наличие в рассматриваемой рекламе непристойного и оскорбительного выражения.

 

 

Председатель совета                                                                                      А.В. Кулиш

 

 

Дата проведения Совета: 
25 июня 2014, 15:39