Протокол заседания Экспертного совета по рекламе при Иркутском УФАС России от 28.08.2018 г.

Протокол

заседания Экспертного совета по рекламе при Иркутском УФАС России

 

г. Иркутск                                                                                                        28.08.2018 г.

 

Председательствовал: Кулиш Александр Владимирович – председатель экспертного совета, руководитель Иркутского УФАС;

 

Присутствовали:

 

Священник Павел Телегин – иерей Иркутской Епархии Русской Православной Церкви;

 

Урумбаев Олег Анатольевич – представитель национально-культурного объединения мусульман Иркутской области;

 

Аарон Вагнер – раввин Иркутска и Иркутской области;

 

 

Боллигер Лариса Васильевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии НИ ИрГТУ;

 

Артемьева Ольга Аркадьевна – доктор психологических наук, профессор кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии ИГУ, доцент;

 

Боровик Владимир Владимирович - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания Международного института экономики и лингвистики Иркутского государственного университета;

 

 

Гимельштейн Александр Владимирович – председатель Иркутского областного отделения Союза журналистов России;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

Повестка заседания:

 

Для обсуждения предложено 4 рекламных продукта:

 

1. Реклама «Пасха-это Иисус распятый за нас!»;

2. Реклама «Блудливая пятница»

 

3. Реклама «Chop- Chop»  следующего содержания: «Настоящие мужчины ходят к настоящим цирюльникам. Мы просто стрижем мужчин. И делаем это лучше всех»

4. Ресторан «Союз»

 

 

I. Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. сообщил о том, что в Иркутское УФАС России поступило обращение о распространении рекламы «Пасхаэто Иисус распятый за нас». Данное обращение поступило из города Усть-Илимска. По мнению заявителя реклама имеет двоякий смысл, имеет место быть разжигание розни на почве вероисповедания, а также оскорбляет чувства верующих.

 

Гимельштейн А.В. указал на то, что у нас в обществе деятельность евангелистов пятидесятников поощряется, и является легальной.

 

Отец Павел Телегин выразил свое мнение, согласно которому эту рекламу можно рассматривать как проповедь. Пасха - это жертва, понесенная за грехи рода человеческого, это Христос. Изображенная в рекламе кровь отображает жертвенность Иисуса, информация носит достойный посыл. Для православного христианина, эта информация наоборот является напоминанием того, что Пасха, это не просто Воскресенье, Пасха - это жертва. При этом реклама, организации речь о которой идет в рекламе, не запрещена законом.

 

Раввин Аарон Вагнер отметил, что в рекламе нет ничего оскорбительного.

 

Артемьева О.А. согласилась с предыдущими экспертами, в части религии, и отметила, что потребителями этой рекламы являются все возрастные категории граждан, в том числе и дети, которые не знают о Пасхе, Иисусе. И в данном случае они видят насилие, информация вызывает негативный эмоциональный отклик. Человек в кровоподтеках вызывает психологический дискомфорт.

 

Кулиш А.В. предложил перейти к голосованию.

 

1. По вопросу о том, содержит ли реклама Пасха – это Иисус распятый за нас», оскорбительные, непристойные образы и выражения, члены Экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

«нет, не содержит» - 7 экспертов,

«воздержался» - 1 эксперт.

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Не признавать рекламу, распространенную в городе Усть-Илимске, следующего содержания: «Пасха – это Иисус распятый за нас», ненадлежащей, в связи с наличием непристойных и оскорбительных образов.

 

II.    Реклама «Блудливая пятница»

 

Председатель Экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. сообщил о том, что сотрудниками Иркутского УФАС России в рамках проведенного мониторинга рекламы, выявили в сети интернет на сайте www.geometria.ru рекламу ночного клуба «Манхэттен», которая содержит изображение связанных красной лентой рук девушки, и надпись «bloodливая пятница 20 04 пятница».

Присутствовавший на заседании Экспертного совета представитель клуба «Манхэттэн» Артюшин А.Г., пояснил, что компания не преследовала цели кого-либо оскорбить, реклама не содержит призыва к блуду (греху). Данное мероприятие проводилось несколькими клубами одновременно, и в данном случае слово «блудливая» упоминалось в смысле «блудить, ходить по разным клубам». В рекламе есть провокация, и именно поэтому не стали размещать эту рекламы на рекламном щите в виде наружной рекламы.

Боровик В.В. указал на то, что в рекламе использована игра слов.

Фарид Мингалеев пояснил, что в исламе пятница - это священный день, когда мусульмане молятся в мечети. В этот день мусульмане ведут себя особо благочестиво. С точки зрения ислама, то, что имеет место быть в рекламе, недопустимо. Такое сочетание может оскорблять мусульман.

Гимельштейн А.В. выразил мнение о том, что для многих, пятница это день отдыха после трудовой недели. Отдых в ночном клубе имеет определенную жизненную стилистику. В данном случае слово «блудливая» ничем не страшнее слова «игривая». Вряд ли, посетителями данного сайта и основной целевой аудиторией являются правоверные мусульмане.

Председатель Экспертного совета по рекламе - Кулиш А.В. указал, что данная реклама распространена на общем сайте, предназначенном для не ограниченной категории людей, то есть для всех.

Боровик В.В. отметил, что реклама содержит слово «ливая», от слова «лить», «лить алкоголь». Ассоциация с развратом, страстью, похотью. В дополнение связанные руки.

Отец Павел выразил мнение о том, что касаясь вопросов нравственности, мы касаемся смысла рекламы, влияющей на изменение сознания. Блуд ничего хорошего не несет. Если мы скажем, что блуд это хорошо, то произойдет изменение сознания. Произойдет перекос везде и в семье, и в обществе. Связанные руки вызывают эмоции, связанные с насилием, английское слово «blood», что в переводе означает «кровь», также связано с насилием. Таким образом, реклама укладывается в сознание человека как насилие.

Боровик В.В. добавил, что имеющаяся рядом с рекламой кнопка «я пойду» также влияет на сознание человека.

Боллигер JI.B. указала, что использованное в рекламе слово «блудливая», имеет смысл «разврат». Поскольку картинка имеет вполне ясную ассоциацию, у девушки связаны руки, но она не страдает. Слово «блудливая» и имеющаяся картинка связаны воедино, нет разрыва. Реклама непристойная.

По вопросу о том, содержит ли реклама «Блудливая пятница», оскорбительные и непристойные образы, выражения, члены Экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

«Да, содержит» - 6 экспертов.

«Нет, не содержит» - 1 эксперт.

«Воздержался» - 1 эксперт.

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил признать рекламу ночного клуба «Манхэттэн» «Блудливая пятница» содержащей непристойный и оскорбительный образ и выражение.

 

 

 

  1. Кулиш А.В. доложил информацию о том, Иркутское УФАС России также по собственной инициативе на сайте www.geometria.ni обнаружило рекламу парикмахерской для мужчин «Чоп-чоп». Данная реклама содержит следующее выражение: «Настоящие мужчины ходят к настоящим цирюльникам. Мы просто стрижем мужчин. И делаем это лучше всех».

Присутствовавший на заседании Экспертного Совета руководитель парикмахерской «Чоп-чоп» Петров П.П., указал, что имеющееся в рекламе выражение «делаем это лучше всех» подтверждается имеющейся наградой, полученной в 2015 году на конкурсе парикмахерского искусства. Парикмахерская «Чоп-чоп» заняла на этом конкурсе первое место, и получила приз зрительских симпатий.

Кулиш А.В., указал на то, что использование слова «лучший» в рекламе имеет определенные юридические последствия, т.е. употребление должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Гимельштейн А.В. предложил не применять к лицу, допустившему нарушение требований рекламного законодательства строгие санкции.

По вопросу о том, содержит ли реклама «Чоп-чоп» оскорбительные и непристойные образы, выражения члены Экспертного совета проголосовали следующим образом:

«Да, содержит» - 0 экспертов.

«Нет, не содержит» - 8 экспертов.

«Воздержались» - 0 экспертов.

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

Не признавать наличие в рекламе непристойного и оскорбительного образа. Но признать признаки нарушения требований рекламного законодательства в части использования слова «лучший».

  1. Реклама ресторана «Союз»

Кулиш А.В. пояснил, что в Иркутское У ФАС России поступил запрос главного редактора газета «Байкальская Сибирь» Королева С.В. о допустимости использования в рекламе образа пионера в рекламе ресторана «Союз».

Мнения членов экспертного совета:

 

Гимельштейн А.В. указал, что горн не является сакральным символом. Ничего оскорбительного и непристойного реклама не содержит.

 

Артемьева О.А. выразила свое мнение, согласно которому в рекламе транслируются ценности Союза.

Боллигер JI.H. выразила мнение о том, что есть люди, которые трепетно относятся к пионерии. Если эта реклама не оскорбляет ни одну из групп населения, то она не является непристойной или оскорбительной.

Аарон Вагнер дополнил, что в рекламе нет негатива, либо какого-либо негативного сравнения.

По вопросу о том, содержит ли реклама ресторана «Союз», оскорбительные и непристойные образы, выражения, члены Экспертного совета проголосовали следующим образом:

«Да, содержит» - 1 эксперт.

«Нет, не содержит» - 3 эксперта.

«Воздержались» - 4 эксперта.

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

А.В. Кулиш

Подпись: А.В. КулишНе признавать наличие в рассматриваемой рекламе ресторана «Союз», непристойного и оскорбительного образа и выражения.

Председатель совета

 

 

Дата проведения Совета: 
28 августа 2018, 10:30

Файлы для скачивания

protokol_zasedaniya_ot_28.08.2018_g.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 1.88 МБ