Информационное письмо: Рекомендации по проведению конкурсов на распределение субсидий для развития туризма

Сфера деятельности: Контроль органов власти

О позиции Федеральной антимонопольной службы и Федерального агентства по туризму по вопросу проведения субъектами Российской Федерации конкурсов на предоставление грантов на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма

 

Федеральная антимонопольная служба и Федеральное агентство по туризму
в целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также для обеспечения прозрачности при проведении субъектами Российской Федерации конкурсов на предоставление грантов на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма сообщают.

Предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предусмотрено статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ).

В соответствии с абзацем 1 пункта 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении)
о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление
в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам
(за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 78 БК РФ порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными в абзаце 1 пункта 7 статьи 78 БК РФ, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 БК РФ определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 1492).

Таким образом, субъекты Российской Федерации самостоятельно утверждают порядок проведения конкурсов на предоставление грантов на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма, учитывая требования, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации № 1492.

Кроме того, при утверждении порядка проведения конкурсов
на предоставление грантов на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма, а также в процессе проведения соответствующих конкурсов, субъектам Российской Федерации надлежит руководствоваться требованиями антимонопольного законодательства.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее – запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести
к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Кроме того, общие принципы организации и порядка проведения торгов установлены статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, запреты, установленные статьями 15 и 17 Закона о защите конкуренции, распространяются в том числе на конкурсы на предоставление грантов на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма.

В соответствии с изложенным, по мнению ФАС России и Ростуризма, для целей минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства организаторам конкурсов на предоставление грантов на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма (далее – конкурс, конкурсы) при разработке нормативного правового акта, муниципального правового акта, регулирующего предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 БК РФ (далее – акт)  следует руководствоваться следующим.

  1. В целях увеличения количества потенциальных участников конкурса, создания недискриминационных условий участия в конкурсе, а также для обеспечения доступа к актуальной информации обо всех этапах конкурса
    в положении о его проведении следует установить порядок доступа к такой информации, в частности, о размещении на сайте организатора конкурса
    в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в открытом (свободном) доступе соответствующей информации в рамках проведения конкурса (например, даты начала и окончания приема заявок; условия участия в конкурсе; список требуемых документов, которые должна содержать заявка и т.п.).
  2. Следует устанавливать разумные сроки приема заявок участников конкурса в положении о проведении конкурса (дату начала приема и дату окончания приема заявок участников конкурса), учитывая положения статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации № 1492.
  3. Целесообразно конкретизировать в акте перечень документов, которые потенциальные участники конкурса должны представлять в своей заявке.
  4. В акте следует отразить требование к членам конкурсной комиссии (экспертам) о необходимости сообщать о наличии либо отсутствии конфликта интересов, а также порядок выявления конфликта интересов и порядок, регламентирующий действия организатора конкурса при выявлении конфликта интересов.
  5. В акте следует регламентировать права и обязанности лиц, входящих
    в состав конкурсной комиссии, а также организатора конкурса.

         По мнению ФАС России и Ростуризма, отсутствие полного перечня полномочий и обязанностей членов конкурсной комиссии и организаторов конкурса может приводить к непрозрачности процедуры проведения конкурса, к нарушению порядка определения победителей конкурса и иметь признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Помимо этого, осуществление организаторами конкурса и (или) членами конкурсной комиссии процедур, не предусмотренных  актом, может иметь признаки нарушений статей 15 и 17 Закона о защите конкуренции, в частности, если такие действия приводят или могут привести к ограничению количества участников.

  1. Критерии оценки заявок следует формулировать однозначно, без возможности их двоякого толкования.

         Критерии должны содержать ясную терминологию, указание на источники информации, которыми члены конкурсной комиссии будут руководствоваться при оценке заявок, содержать однозначные показатели оценки соответствия заявок каждому критерию, по которым будут присваиваться баллы.

         Установление в положении о проведении конкурса критерия о наличии
у участника конкурса заключенного с органом власти (органом местного самоуправления) соглашения о реализации проекта (или гарантийного письма, подтверждающего поддержку проекта) при отсутствии установленной формы
и содержания таких соглашений или гарантийных писем, порядка, сроков и случаев их заключения/выдачи может приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и могут содержать признаки нарушения статей 15 и 16 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, несоблюдение установленных требований к оценке заявок участников конкурса по критериям (руководство собственными критериями, непредусмотренными положением о проведении конкурса; пересмотр баллов, присвоенных заявкам членами конкурсной комиссии и т.п.) может приводить к созданию дискриминационных условий и может указывать на признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  1. В  акте следует предусматривать порядок и сроки направления участникам конкурса результатов рассмотрения заявок на предмет соответствия требованиям конкурса, а также требования о составлении протокола рассмотрения заявок участников конкурса на предмет соответствия требованиям положения о проведении конкурса с указанием причины отклонения той или иной заявки.
  2. В протоколе оценки заявок следует отражать перечень допущенных участников конкурса с указанием номеров заявок, количества баллов по каждому конкретному критерию и общее количество баллов, присвоенных заявкам участников конкурса, сведения о размерах грантов, при этом указанный протокол подписывается председателем комиссии и членами конкурсной комиссии. Также следует установить срок для публикации такого протокола на официальном сайте организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также предусмотреть порядок информирования участников конкурса о результатах оценки заявок.
  3. В акте следует предусматривать порядок расчета размера гранта, предоставляемого каждому победителю конкурса, в случае превышения совокупного размера запрашиваемых грантов объемов лимитов бюджетных обязательств, доведенных до организатора конкурса.
  4. Заключение соглашений о предоставлении грантов следует предусмотреть не ранее, чем через десять дней со дня размещения протокола оценки заявок
    на официальном сайте организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью обеспечения возможности обжалования порядка и организации проведения в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

По мнению ФАС России и Ростуризма, соблюдение вышеуказанных рекомендаций позволит сделать процедуру проведения конкурсов прозрачной
и снизить риски нарушения организаторами конкурсов антимонопольного законодательства.

ФАС России

Файлы для скачивания

pismo_fas_rosturizm-1652441973.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 2.86 МБ