Документы и правовая база

Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 N 1738-р (ред. от 17.09.2016) "Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации"

Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 N 1738-р (ред. от 17.09.2016) "Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации"

Постановление Правительства Иркутской области от 25.11.2013 N 532-пп (ред. от 20.07.2016) "Об Инвестиционном совете при Правительстве Иркутской области"

Постановление Правительства Иркутской области от 25.11.2013 N 532-пп (ред. от 20.07.2016) "Об Инвестиционном совете при Правительстве Иркутской области" 

Доклад "Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Иркутской области за 2015 год" 

Доклад "Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Иркутской области за 2015 год" 

Постановление Правительства Иркутской области от 27.01.2016 № 39-пп "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Иркутской области"

Постановление Правительства Иркутской области от 27.01.2016 № 39-пп "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Иркутской области"

Постановление Правительства Иркутской области от 21.12.2015 № 663-пп "О внесении изменений в Положение об Инвестиционном Совете при Правительстве Иркутской области" 663-pp.pdf

Постановление Правительства Иркутской области от 21.12.2015 № 663-пп "О внесении изменений в Положение об Инвестиционном Совете при Правительстве Иркутской области" 663-pp.pdf

Распоряжение Правительства Иркутской области от 16 января 2016 года № 16-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Иркутской области"

Распоряжение Правительства Иркутской области от 16 января 2016 года № 16-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Иркутской области"

ФАС разъясняет. Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке

ФАС России в связи с поступающими вопросами направляет информационное письмо о применении Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в отношении установления заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.    

Комментарий к статье 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

                                       1. Комментируемая глава в первоначальной редакции регламентировала предоставление государственной или муниципальной помощи. Как отмечалось авторами проекта комментируемого Закона, тем самым, был введен государственный антимонопольный контроль предоставления государственной помощи и признано целесообразным отказаться от требования обязательного предварительного согласования с антимонопольным органом проектов решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам. При этом отмечалось, что одной из наиболее значимых новаций законопроекта является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на ее предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях.В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ комментируемая глава изложена полностью в новой редакции, регламентирующей предоставление государственных или муниципальных преференций. Данным Законом, согласно пояснительной записке к его проекту, ужесточены требования к действиям органов власти путем введения запрета на предоставление государственной и (или) муниципальной преференции (ст. 15), за исключением случаев, установленных комментируемой главой. Речь идет о новом п. 7 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона, согласно которому запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного комментируемой главой (см. комментарий к указанной статье). При этом внесены изменения в ст. 19 - 21 комментируемого Закона, уточняющие основания и порядок предоставления разрешенных государственных и муниципальных преференций, а также порядок получения органами власти разрешения антимонопольного органа на ее предоставление. Кроме того, уточнено определение понятия "государственная или муниципальная преференция" (ст. 4) в части отнесения к ней предоставления имущественных льгот. При этом определение нового понятия в большей степени соответствует нормам европейского законодательства по сравнению с определением данного понятия в ранее действующей редакции комментируемого Закона. Как отмечалось авторами законопроекта, изменения в части регулирования порядка предоставления государственной или муниципальной преференции направлены на исключение возможности произвольного правоприменения органами власти и органами местного самоуправления, что ограничивает распространение коррупции в данной сфере.В результате изменений, понятие государственных или муниципальных преференций определено в п. 20 ст. 4 комментируемого Закона, как предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации. В прежней же редакции данной нормы говорилось о возможности предоставления государственной или муниципальной помощи в соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления.При этом в ч. 1 комментируемой статьи определен перечень целей, исключительно в которых могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции. Этот перечень определен как открытый: согласно п. 14 ч. 1 статьи преференции могут быть предоставлены в целях, определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ. В отличие от этого в ранее действовавшей редакции рассматриваемой нормы предусматривался закрытый перечень целей, в которых может предоставляться государственная или муниципальная помощь, но при этом не говорилось об исключительности этих целей.Для сравнения следует отметить, что согласно прежней редакции ч. 1 комментируемой статьи государственная или муниципальная помощь могла предоставляться в целях:1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;2) проведения фундаментальных научных исследований;3) защиты окружающей среды;4) развития культуры и сохранения культурного наследия;5) производства сельскохозяйственной продукции;6) поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;7) социального обслуживания населения;8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.С учетом разъяснений, данных в п. 5 письма ФАС России от 12 сентября 2007 г. N ИА/16263 "Разъяснения по некоторым вопросам применения гл. 5 Закона о конкуренции" <1> относительно целей предоставления государственных или муниципальных преференций, следует обращаться к соответствующим отраслевым нормативным правовым актам, а именно:--------------------------------<1> СПС. 1) обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <1>;--------------------------------<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 16. Ст. 551. 2) развитие образования и науки - Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (полностью изложен в новой ред. Федеральным законом от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) <1>, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <2>;--------------------------------<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.<2> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135. 3) проведение научных исследований - Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <1>;--------------------------------<1> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137. 4) защита окружающей среды - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1>;--------------------------------<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133. 5) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <1>;--------------------------------<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519. 6) развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей - Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" <1>;--------------------------------<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615. 7) развитие физической культуры и спорта - Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <1>;--------------------------------<1> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242. 8) обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства - Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <1>, Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" <2>;--------------------------------<1> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769. 9) производство сельскохозяйственной продукции - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" <1>;--------------------------------<1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 27. 10) социального обеспечения населения – пункт изложен в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".Согласно прежней редакции указанная цель была регламентирована, как социальная защита населения.В соответствии со статьей 7 Конституции РФ от 12.12.1993г., Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.Статья 41 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.То есть, в соответствии с целями социального государства Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, в том числе и льготное обеспечение медикаментами через сети аптечных предприятий.Законодательного определения понятия социального обеспечения нет, однако наука давно выработала понятие социального обеспечения, под которым понимает комплекс мер, направленных на материальное обеспечение определенной категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми.Понятие социальной защиты значительно шире понятия социального обеспечения, поскольку включает в себя гарантии по охране труда, здоровью и окружающей среде, минимальной оплате труда и другие меры. Данный вывод можно сделать на основе анализа Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ, где в статье 2 определено, что социальная защита – это система гарантированных государством, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностями участия в жизни общества. Отсюда следует, что меры социальной защиты шире и разнообразнее. В связи с чем, определено, что государственная (муниципальная) преференция может быть предоставлена хозяйствующим субъектам исключительно в целях социального обеспечения, а не социальной защиты населения.11) охрана труда - ТрК РФ;12) охрана здоровья граждан - Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <1>;--------------------------------<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318. 13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <1>.--------------------------------<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006. Там же, в п. 5 письма ФАС России от 12 сентября 2007 г. N ИА/16263, разъяснено, что в совокупности с вышеуказанным федеральным нормативным правовым актом необходимо также учитывать положения нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ и правовых актов органов местного самоуправления, принятых в рамках установленных нормативными правовыми актами полномочий по вышеуказанному направлению.Следует также отметить, что ФАС России дан целый ряд разъяснений по вопросам применения норм комментируемой главы в письмах от 3 ноября 2006 г. N ИА/18933 "О разъяснении применения антимонопольного законодательства", от 16 февраля 2007 г. N ИА/1938 "О разъяснении применения антимонопольного законодательства", от 23 марта 2007 г. N ИА/3832 "О разъяснении применения антимонопольного законодательства" и от 15 августа 2007 г. N ИА/13955 "Разъяснения по некоторым вопросам применения п. 20 ст. 4, статей 19 - 21 Закона о конкуренции" <1>.13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";Пункт 13.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ.Согласно статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:- социальная поддержка и защита граждан;- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;- охрана окружающей среды и защита животных;- охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;- оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;- профилактика социально опасных форм поведения граждан;- благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;- деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;(данное положение введено Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)- развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.(данное положение введено Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.Пункт введен в действие Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ.Например, к таким актам можно отнести Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 N 1487 "О предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных гарантий по кредитам либо облигационным займам", которое устанавливает, что государственные гарантии субъектов Российской Федерации и муниципальные гарантии могут предоставляться по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов, осуществляемых в целях развития инновационных кластеров, особых экономических зон, зон территориального развития, технопарков и промышленных парков. --------------------------------<1> СПС. 2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает запрет использования государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям.Последствия нарушения данного запрета определены в ст. 21 комментируемого Закона: антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта РФ, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме (см. комментарий к указанной статье).3. По общему правилу, закрепленному в ч. 3 комментируемой статьи, государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 данной статьи, может предоставляться только с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Получение такого предварительного согласия антимонопольного органа регламентировано в ст. 20 комментируемого Закона в рамках определения порядка предоставления государственной или муниципальной преференции. Как предусмотрено в ч. 1 указанной статьи, федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом, с приложением документов по определенному в этой норме перечню (см. комментарий к указанной статье).Приказом ФАС РФ № 841 от 16.12.2009 утвержден административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.02.2010 № 16361).Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции разработан в целях реализации Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679.Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России), территориальных органов ФАС России (далее - территориальные органы), их структурных подразделений, порядок взаимодействия ФАС России и территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, хозяйствующими субъектами при рассмотрении заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.При этом в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрен исчерпывающий перечень изъятий из установленного в ней общего правила. Так, согласно данной норме не требуется предварительное согласие в письменной форме антимонопольного органа на случаи предоставления государственной или муниципальной преференции:1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;В редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ внесены изменения в настоящий пункт. Добавлены основания (правовые акты Президента РФ и правовые акты Правительства РФ), в связи с которыми предоставление государственной или муниципальной преференции не требует предварительного согласия антимонопольного органа в письменной форме.Следует подчеркнуть, что речь идет о законах субъектов РФ о бюджете и нормативных правовых актах органов местного самоуправления о бюджете, а не о любых нормативных правовых актах субъектов РФ и органов местного самоуправления. В то же время указано на любые федеральные законы, а не только на федеральные законы о федеральном бюджете.2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.Создание и использование резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) регламентированы ст. 81 БК РФ, согласно п. 1 которой (здесь и далее в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций. Создание и использование резервного фонда Президента РФ регламентированы ст. 82 данного Кодекса, в соответствии с которой федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Согласно п. 1 ст. 81.1 БК РФ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ <1>) законом субъекта РФ (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ) может быть предусмотрено создание резервного фонда субъекта РФ.--------------------------------<1> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 18. 3) в размере, не превышающем установленного Центральным Банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в России между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.Предельный размер расчетов наличными деньгами установлен указанием Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" <1>, в соответствии с п. 1 которого расчеты наличными деньгами в России между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб.--------------------------------<1> Вестник Банка России. 2007. N 39. 4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.Пункт введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ.Согласно статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. Частью 1 статьи 4 настоящего федерального закона определены условия, которым должны соответствовать хозяйствующие субъекты для признания их субъектами малого и среднего предпринимательства: - для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);(в ред. Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ)- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.Согласно пункту 21 части 2 статьи 50 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находиться муниципальное имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.Следовательно, хозяйствующим субъектам, отвечающим условиям для признания их субъектами малого и среднего предпринимательства, могут предоставляться государственные или муниципальные преференции без предварительного согласия антимонопольного органа, в связи с принятием соответствующих программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.Также, что касается субъектов малого и среднего предпринимательства, то они выделены законодателем в отдельную социально значимую категорию, нуждающуюся в особой защите и развитии.В частности, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлена обязанность публичных органов власти содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством предоставления мер имущественной поддержки, включая возможность установления льготных ставок арендной платы (часть 4 статьи 18). Однако нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.То есть, предоставление отдельным категориям налогоплательщиков соответствующих налоговых льгот не будет являться государственной преференцией в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции при соблюдении равных условий их предоставления.В случае если налоговые льготы будут носить индивидуальный характер и предоставляться отдельным хозяйствующим субъектам, данные льготы будут являться государственной или муниципальной преференцией, согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».4. Редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ в часть 4 комментируемой статьи внесены изменения. Данной статье определен исчерпывающий перечень действий, которые не являются государственной или муниципальной преференцией:1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных, в соответствии с законодательством РФ, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.В ранее действовавших редакциях п. 1 ч. 4 комментируемой статьи  указывалось, что не является государственной или муниципальной преференцией:- предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, на основании вступившего в законную силу решения суда, по результатам торгов или иным способом, определенным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;-предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проведенных, в случаях предусмотренных законодательством, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.Следует отметить, что под иными процедурами, о которых говорится в рассматриваемой норме, согласно п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд является размещение заказа без проведения торгов путем запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах. При этом следует учитывать, что из названного Закона в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ <1> исключена глава, посвященная размещению заказов на товарных биржах;--------------------------------<1> СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2283. 2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций.В указанных случаях подлежат применению соответственно нормы Федеральных конституционных законов от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" <1> и от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" <2>, а также Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <3>, от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <4> и от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" <5>;--------------------------------<1> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.<2> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.<3> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.<4> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.<5> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.Гражданским кодексом РФ определен порядок закрепления государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.В частности статьей 113 ГК РФ определено, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.Ранее, как указывалось выше, данное положение было закреплено в  пункте 1 ч. 4 комментируемой статьи и звучало как предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, на основании вступившего в законную силу решения суда.5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.Данный пункт введен в действие Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ.Как уже говорилось выше, к данной норме можно отнести предоставление отдельным категориям налогоплательщиков соответствующих налоговых льгот.  Начальник отдела контроляорганов власти Иркутского УФАС                                     Г.Н.Тимонова  

Страницы