Рекомендации по принятию мер антимонопольного реагирования в случае взимания платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии.

Рекомендации по принятию мер антимонопольного реагирования в случае взимания платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии

 

 

В соответствии с письмом ФАС России № АГ/43256/14 от 24.10.2014 г. (вх. № 13363 от 28.10.2014 г.), Иркутское УФАС России сообщает следующее.

В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 21.07.2014 № 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», с 26 октября 2014 года возникает необходимость перепрограммирования приборов учета электрической энергии.

Самые распространенные среди приборов учета электроэнергии - двухтарифные. Их особенность заключается в том, что они производят раздельный учет электроэнергии по дневному (высокому) и ночному (низкому) тарифам.

До настоящего момента все двухтарифные электросчетчики были автоматически запрограммированы разделять сутки на две тарифные зоны: день - с 7.00 до 23.00 и ночь - с 23.00 до 7.00. Однако теперь, когда перевод часов отменен, счетчики считывают электроэнергию неправильно и, следовательно, полученные данные некорректны.

Решением данной проблемы является перепрограммирование счетчиков электроэнергии.

В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых (цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из вариантов цены (тарифа): одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочный или трехставочный).

Согласно пункту 109 Основных положений  функционирования  розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности).

Пунктом 145 Основных положений установлено, что обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска остановленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене, так же возлагается на собственника такого прибора учета.

Законодательством Российской Федерации не установлена обязанность потребителя по перепрограммированию приборов учета электрической энергии. При этом в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования гарантирующий поставщик (сбытовая или сетевая организация) обязаны обеспечить реализацию права потребителя на выбор варианта тарифа.

         Таким образом, перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика (сбытовой или сетевой организации)  без взимания платы с потребителей, путем включения стоимости по перепрограммированию в тарифы.

            Указанные затраты гарантирующего поставщика (сбытовой или сетевой организации) на перепрограммирование приборов учета могут быть рассмотрены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования в качестве экономически обоснованных расходов организации, связанных с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика(сбытовой или сетевой организации) по соответствующим группам (категориям) потребителей.

            Исходя из приведенных норм законодательства, действия гарантирующих поставщиков (сбытовой или сетевой организации)  по навязыванию потребителям платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии, могут содержать в себе признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».