«Не прячьте ваши денежки…»(из к/ф «Приключение Буратино»)

Недобросовестная конкуренция имеет множество проявлений. Одно из них – публикация ненадлежащей рекламы, которая сулит доверчивым гражданам «золотые горы». Условие, конечно, одно и банальное, произнесённое одним из героев известного романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»: «Утром деньги – вечером стулья».

Именно так работают различные финансовые организации, привлекающие денежные средства населения под проценты.

Ещё в конце 2015 года постановлением Иркутского УФАС России назначен административный штраф в размере ста тысяч 100 рублей КПК «Сберегательный Центр «Золотой Фонд» за ненадлежащую рекламу своих услуг. Рекламный видеоролик, прошедший в телеэфире «СТС-Иркутск», «Первый развлекательный СТС» призывал граждан вложить свои наличные под высокие проценты. Приятный мужской голос бодро вещал с экрана телевизора: «5 лет Золотой Фонд КПК Сберегательный Центр. Начните удачный год с Золотым Фондом пополняйте свой личный бюджет 30 % годовых. Золотой Фонд КПК сберегательный центр ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ…». Отметим, что КПК «СЦ «Золотой фонд» являлось на тот момент (возможно и до сих пор) членом НП СРО «Народные кассы-Союзсберзайм». А согласно правилам и стандартов СРО кооператив не вправе привлекать денежные средства от своих членов по ставке более чем 25% годовых, с учетом всех выплат, причитающихся по договору.

Таким образом, КПК «СЦ «Золотой фонд» был не вправе привлекать денежные средства своих членов по ставке более 25% годовых. Этот вывод антимонопольного органа подтверждается также письмом НП СРО «Народные кассы-Союзсберзайм», в котором указано, что 02.04.2015г. была проведена плановая выездная проверка деятельности КПК «СЦ «Золотой фонд», в ходе которой выявлено нарушение п. 4 ст. 5 Правил и стандартов в части превышения максимальной процентной ставки по личным сбережениям.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

 

По запросу антимонопольного органа в конкурирующие структуры получена информация, что вышеуказанной рекламой могли быть причинены убытки другим финансовым организациям, работающим под реальные проценты. Привлечение денежных средств под столь высокий процент является высоко рисковой сделкой  и ведет к неисполнению обязательств, и как следствие, недоверие ко всей сфере кооперации.

Если присмотреться, то реклам займов с  завышенными процентными ставками более чем достаточно в городе Иркутске, и это не только телеканалы, это и остановки общественного транспорта, сам общественный транспорт пестрит заманчивыми постерами, множество расклеенных листовок на столбах, суть которых одна – привлечь граждан своими фантастическими предложениями и заставить их раскошелиться.  

Помимо этого, в ответ на запрос антимонопольного органа один из банков пояснил, что максимальная ставка по привлечению вкладов в рублях от граждан в Банке составляет 13,5%, поэтому рассматриваемую рекламу Банк расценивает как акт недобросовестной конкуренции, поскольку нарушается п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».    

Кроме того, реклама КПК «Сберегательный Центр «Золотой Фонд» не соответствует требованиям ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», так как в ней отсутствует полная информация привлечения  личных сбережений, которая является существенной для потребителя рекламы и влияет на сумму доходов и расходов граждан, решившими воспользоваться разрекламированными услугами. Также, в видеорекламе обозначено, что договор о передаче личных сбережений в пользование КПК «СЦ «Золотой фонд» может быть заключен только с членом КПК, оплатившим вступительный взнос – 100 руб., паевой взнос – 100 руб. Но,- мелким шрифтом и в течение короткого времени (5сек.).  

 

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, Иркутским УФАС России признано: раскаяние КПК «СЦ «Золотой фонд», добровольное прекращение нарушения рекламного законодательства, оказание содействия Иркутскому УФАС России в производстве по данному делу.

 

Административный штраф КПК «СЦ «Золотой фонд» оплачен.