Как бороться с «профессиональными жалобщиками» в сфере государственных и муниципальных закупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

На Общественном совете при Иркутском УФАС России обсудили вопрос злоупотребления заявителями в сфере контроля государственных и муниципальных закупок и выработку мер по противодействию 
Представители антимонопольного органа отметили актуальную проблему так называемых «профессиональных жалобщиков», которые подают жалобу на нарушения в действиях заказчика c целью получения прибыли и предложения заказчику заключить договор с конкретной компанией. После внесения изменений в законодательство в той части, что теперь жалобу могут подавать компании, имеющие опыт исполнения контракта, большее количество таких жалоб ушло. 
Однако теперь организации подают обращения. Схема такая: вначале они направляют письмо заказчику о нарушениях, если не получается урегулировать с ним вопрос, обращаются в контрольный орган на нарушение в действиях заказчика. Только за прошлый год в УФАС поступило более 170 таких обращений.  При этом подающие обращения организации либо вообще не участвуют в закупках, либо делают это крайне редко. Успешно исполненные контракты у них встречаются еще реже. 
Иркутское УФАС России направило соответствующие материалы в правоохранительные органы. Антимонопольный орган рекомендует заказчикам при получении подобных писем осуществлять сбор доказательной базы, подтверждающей недобросовестные цели заявителей, в том числе навязывание предложений заключить договоры на оказание услуг и т.д., и направлять в антимонопольную службу либо в правоохранительные органы.