Пилюля ФАС против волчьего аппетита

Формальным предметом альянса между двумя хозяйствующими субъектами

стало, что бы вы думали? – фирменное наименование аэропорта. Якобы за

право его использования ООО «Аэропарковка» обязано ежемесячно расплачиваться с ФГУП «Аэропорт Иркутск» по договору концессии. Причем, цена аэропортовского брэнда существенно возрастает во время увеличения пассажирских авиаперелетов. А вслед за ней увеличивается и парковочный тариф. Таким образом извлечь максимальную денежную выгоду из комплиментарно расположенной автостоянки удается и непосредственному парковщику, и авиапредприятию-монополисту.

 

Сигналом к антимонопольному расследованию послужила жалоба в УФАС от Региональной автодорожной ассоциации на монопольно высокие цены за услуги ООО «Аэропарковка», чья стоянка расположена в непосредственной близости к зданиям аэропорта. Специалисты антимонопольной службы решили разобраться в механизмах ценообразования данного хозяйствующего субъекта. Выяснилось, что, к примеру, на  автостоянке ООО «Авиатор», расположенной на улице Можайского, в трехстах пятидесяти метрах от здания аэровокзала и в двухстах – от международного терминала, цены такие же, как у любого городского парковщика. По Иркутску эта сумма колеблется от 25 до 50 рублей в час. В то время как у «Аэропарковки» стоимость часа хранения автомобиля достигала 70 рублей. Для сравнения, комиссия УФАС исследовала цены и механизмы ценообразования на автостоянках, «привязанных» территориально к значимым социальным объектам: к Торговому Комплексу, торговому центру «Иркутский», Боулинг-центру «Космодром», «Байкалбизнесцентру». Ни на одной из них цена услуг не превышает общегородского уровня и повсюду вписывается в рамки 25 -50 рублей за час. Кроме того, были приняты во внимание цены на парковках вблизи других российских аэропортов примерно такой же пропускной способности. К примеру, часовая стоянка возле аэропорта Кольцово в Екатеринбурге обходится в 50 рублей.

 

Почему же так завышены тарифы за паркинг именно в том месте, где волей-неволей оставит свой автомобиль любой встречающий или провожающий авиапассажира? Ведь альтернативы-то у него нет: во всех местах на привокзальной площади аэропорта, где можно было бы приткнуть машину, стоят запрещающие знаки. Водители оказываются в ситуации: «Где слез ни брать – да плакать!» - вот и «выплакивают» цену почти вдвое выше общегородской. Причем, как показала сезонная динамика, в периоды наиболее активных пассажирских перевозок тарифы еще дополнительно поднимаются. Логика такого повышения цен понятна младенцу: во время активизации пассажиропотока спрос на услуги стоянки достигает пика, ну, как этим не воспользоваться? Не смущает продавцов услуги и тот факт, что в стоимость авиабилета включен и так называемый аэропортовский сбор, то есть компенсация на содержание инфраструктуры аэропорта. Получается, что за доступ к такому благу, как пользование привокзальной площадью, пассажиру приходится платить дважды.

 

Комиссия УФАС потребовала, чтобы ООО «Аэропарковка» представило внятные экономические обоснования стоимости своих услуг. И тут на сцену явилось новое действующее лицо – ФГУП «Аэропорт Иркутск». Главным резоном в пользу высоких цен «Аэропарковка» выставила договор концессии, согласно которому ФГУП передает «Аэропарковке» в эксплуатацию без малого 6 тысяч квадратных метров привокзальной площади. Как и вся привокзальная территория, этот  участок федеральной земли находится у аэропорта в долгосрочной аренде. В границах этого участка «Аэропарковка» берет на себя труд регулировать движение и охранять автотранспорт граждан за денежное вознаграждение. Договор дает концессионеру (то есть «Аэропарковке») право «использовать комплекс принадлежащих правообладателю (то есть аэропорту) исключительных прав». Среди них – право использовать фирменное наименование аэропорта. И вот за это самое право назначена вполне определенная коммерческая цена. По договору с «Аэропарковкой» право использовать «фирму» аэропорта стоит 50 тысяч рублей в месяц. Точно такой же концессионный договор заключен и между ФГУП «Аэропорт Иркутск» и ООО «Авиатор» (автостоянка на ул. Можайского). Для «Авиатора» стоимость лейбла та же самая – 50 тысяч рублей. Однако в расчетах с концессионером ООО «Аэропарковка» фигурируют еще и Дополнительные соглашения, которые заключаются на периоды наибольшего пассажиропотока в аэропорту. Так, по дополнительному соглашению к договору на январь 2008 года (Рождественские каникулы) цена фирменного наименования аэропорта вдруг вырастает до 125 тысяч, а майское дополнительное соглашение (начало летних отпусков) «задирает» ее уже до 210 тысяч! Хорошенькие сезонные «прибавки в весе» случаются с фирменной вывеской нашего аэропорта. Его доброе имя отчего-то умудряется сильно «раздобреть» в самые «перелетные» месяцы года! Да и что за магический символ представляет оно из себя для тех, кто поставит под ним свой авто? «Что в имени тебе моем?», как говорится. Тем более что над самой парковкой фирменное начертание «Иркутск Аэропорт» вообще отсутствует. Для чего же оно продается концессионеру, да еще по динамичной цене?

 

Все эти странные и удивительные манипуляции есть ни что иное, как нарушение антимонопольного законодательства, в частности пп.1 и 6 ч. 1 ст.11 Закона «О защите конкуренции» (согласованные действия хозяйствующих субъектов для установления и поддержания необоснованно высоких цен на товарном рынке). Виновниками нарушения в данном случае являются оба предприятия, «согласившиеся» (а попросту – сговорившиеся) максимально наказать потребителя рублем, то есть – и ФГУП «Аэропорт», и «Аэропарковка». Причем, ФГУП как субъект естественной монополии, занимающий доминирующее положение на рынке пассажирских авиаперевозок, воспользовалось своей исключительной возможностью оказывать решающее воздействие на рынки инфраструктурных услуг.

 

Обоим хозяйствующим субъектам территориальным управлением ФАС предписано прекратить нарушение конкурентного права. О том, как выполняется предписание, его адресаты обязаны докладывать документально в течение всего 2009 года. Уже в ходе антимонопольного расследования «Аэропарковка» снизила стоимость часа стоянки до 50 рублей, а длительность бесплатного времени увеличила до 15 минут. Это удалось благодаря тому, что аэропорт снизил стоимость своего бренда до 100 тысяч. Экономический анализ, проведенный специалистами УФАС, показал, что при снижении концессионных выплат автостоянка может сохранять рентабельность и чистую прибыль на прежнем уровне, продавая свои услуги по 45 рублей в час. Будем надеяться, что, связанный обязательствами отчитываться перед антимонопольным органом, парковщик, эксклюзивно близкий к аэропорту, станет ближе и к потребителю. Административный штраф, который нарушителям закона придется выплатить, также умерит их нездоровые аппетиты.