Спасите наши уши!

Александр Кулиш: – Звуковая реклама в транспорте всегда была лакомым куском для рекламодателей. Преимуществ у нее много: невысокая цена, охват практически любой аудитории – пассажиры просто не могут не услышать объявление. Однако реклама в транспорте доставляла множество неудобств тем, для кого она предназначалась. Тяжело всю дорогу внимать повторяющимся роликам про новый офис известного банка, чудную обувь дорогого бренда, распродажу колгот в популярном магазине. Согласно Закону «О рекламе», вступившему в силу с 1 июля 2006 года, распространение звуковой рекламы с помощью транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с помощью транспорта, запрещено (ч. 6 ст. 20 N 38-ФЗ). В прошлом году мы проверили соблюдение федерального закона в Иркутске и выявили нарушения со стороны МУП «Гор-электротранс». Было возбуждено дело, виновные лица привлечены к административной ответственности – наложен штраф в размере 40 тыс. рублей на предприятие и рекламное агентство. Горэлектротранс пытался оспорить это постановление, но суд поддержал нашу позицию. Александр Грук: – Согласно пункту 3.3.2 нашей Технической инструкции, запрещается допуск к эксплуатации и выпуск на линию троллейбуса или трамвая с какими-либо неисправностями, в том числе с неработающим громкоговорящим устройством – информатором. С помощью информатора пассажир узнает об остановках, ну и, конечно, получает иную интересную и полезную информацию. Что такое реклама? Это информация! Даже наше объявление о наборе водителей можно считать рекламой. Одно время звучали в общественном транспорте познавательные сведения о Байкале. Это тоже реклама? Пожарные частенько просят нас поставить их сообщение. Что они рекламируют, спички или огнетушитель? Они просят горожан соблюдать осторожность. То же с информацией о запрете выезда на лед… А.К.: Давайте не будем все валить в одну кучу. Следует различать понятия «реклама» и «сообщения государственных органов», информирующих население о своей деятельности, например, в сфере пожарной безопасности, экологической культуры или занятости населения. На все эти объявления требования закона о рекламе не распространяются. И звучат они совершенно легально. Другое дело – коммерческая реклама о том, где продаются лучшие дубленки или сапоги, или любой другой товар. Их мы в транспорте слышать не должны. – Конкретно, на какой вид транспорта поступают жалобы: трамваи, троллейбусы, автобусы? А.К.: Поступала информация, что в трамваях идет звуковая реклама, нам сообщали о том, что она звучит в автобусах, причем муниципальных. Конкретно был назван маршрут N 67. Постоянно жалуются на коммерческий транспорт. Сейчас настал момент, когда необходимо принимать более жесткие меры для окончательного пресечения таких нарушений. Управление ФАС готовит материал для проведения серии проверок по соблюдению законодательства в этом вопросе. – Что последует, если будет зафиксирован факт применения звуковой рекламы? А.К.: Если мы выявим такой факт в отношении МУП «Горэлектротранс», то предприятие будет признано виновным в повторном административном правонарушении. Значит, мы сможем на него наложить уже не минимальный штраф, как это было в прошлом году, а более чувствительный – до 500 тысяч рублей. А.Г.: Действительно, нарушение имело место быть, но сейчас никакой звуковой рекламы у нас нет. Информаторы только объявляют остановки. Вообще, к звуковой рекламе МУП пришло не от хорошей жизни. Как я уже говорил, мы не имеем права выпускать подвижной состав на линию без громкоговорящего устройства. К 2005 году наши старые ГГУ пришли в полную негодность. И когда к нам обратился некий индивидуальный предприниматель и предложил установить свои информаторы, а за это попросил крутить рекламу, мы согласились. Это было в 2006 году. Наше предприятие заключило с ним договор, согласно которому мы за информаторы ничего не платили, а просто пользовались ими, чтобы объявлять остановки. Предприниматель, в свою очередь, обслуживал аппаратуру, записывал информацию, которую мы просили, и звуковую рекламу. Мы, подчеркиваю, никаких денег за рекламу не получали. Это была бартерная сделка. Так проработали год. Когда же администрация Иркутска решила, что владелец информаторов должен платить деньги за то, что распространяет в муниципальном транспорте рекламную информацию, предприниматель, не согласившись, расторг договор. А потом звуковую рекламу вообще запретили. – Как сегодня обстоят дела с информаторами? А.Г.: Пока мы пользуемся старыми информаторами на правах аренды и платим предпринимателю за их обслуживание. Если нам нужно, например, сменить название какой-нибудь остановки, мы к нему обращаемся, и он нам записывает сообщение. Разовая смена информации обходится в 11,4 тысячи рублей. – Сколько нужно денег, чтобы выкупить аппаратуру? А.Г.: Порядка 500 тысяч рублей. Если деньги удастся изыскать, то мы их приобретем. Возможно, купим более совершенные. Кстати, в данный момент новый подвижной состав, который пришел к нам, уже укомплектован информаторами, дополнительно имеется в салоне бегущая строка. – Как в частном транспорте обстоят дела со звуковой рекламой? Сергей Ошурков: – В свое время основные частные перевозчики Иркутска договорились не использовать звуковую рекламу. В коммерческих автобусах и маршрутных такси были установлены телевизоры «Маршрут ТВ», работающие без звука. А.К.: Недавно к нам обратился представитель одной частной транспортной компании и сообщил, что его конкуренты используют звуковую рекламу на отдельных маршрутах. С.О.: В нашем партнерстве этой проблемы нет. Предпринимателям нет смысла применять звуковую рекламу. Доход не сопоставим с теми штрафами, которые придется платить. А.К.: А телевизор включает водитель? С.О.: Нет, устройство смонтировано так, что, как только вставляешь ключ в замок зажигания, телевизор включается сам. Водитель не вмешивается в его работу. А.К.: Если мы докажем обратное, то будет стоять вопрос о привлечении к ответственности водителей, которые участвуют, в конечном итоге, в распространении рекламы. Законодательством предусмотрена административная ответственность и физических лиц. – Что делать пассажиру, если он услышит звуковую рекламу? А.К.: Необходимо записать номер маршрута и номер автобуса, трамвая, троллейбуса, маршрутного такси, а также время, когда это происходило, после чего позвонить в Иркутское управление ФАС. Мы проведем внеплановую проверку транспорта. Без помощи населения нам очень трудно уследить за всеми случаями нарушений. P.S. На прошлой неделе инспекция Иркутского управления ФАС провела рейдовую проверку общественного транспорта в областном центре на предмет наличия звуковой рекламы. Результат показал, что широкая информационная кампания против этого нарушения принесла отличные плоды: ни в одном трамвае, троллейбусе и автобусе звучащих рекламных сообщений не обнаружено. комментарий Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ИрГТУ Лариса Боллигер: – Запрет на звуковую рекламу, на мой взгляд, вполне обоснован: она раздражала многих пассажиров. Когда человек едет в транспорте, он находится в медитативном состоянии, поскольку сосредоточен на своем внутреннем мире. И вдруг его оттуда выдергивает громкий звук. Конечно, это вызывает негативные эмоции. Однако кроме пассажиров, на рекламу реагирует и водитель, а это уже опасно, так как отвлекает его внимание от движения. Видеореклама менее опасна, на нее легко не обращать внимание: отвернулся от экрана – и все. А от звука не скроешься. Хочешь ты или нет, она звучит, а это уже некое насилие. Теперь относительно социальной рекламы. Дело в том, что она тоже часто бывает агрессивной и звучит так же громко и навязчиво, как коммерческая. Следует подумать о более корректной ее подаче. 27-03-2009 Анна Виговская Фото: Лариса Федорова