Запрет с «секретом»

Обратилось в антимонопольный орган ООО «Посуда-центр» - магазин «Продукты» по улице 5-й Армии, 38. Руководство торговой точки перед майскими праздниками получило предписание комитета по потребительскому рынку, в котором магазину запрещалось в День Победы, День защиты детей, 7 июня в День города, 27 июня в День молодежи продавать покупателям пиво, а также другие напитки в стеклотаре. Предприятие розничной торговли послушно исполнило требования структурного подразделения городской администрации, однако сочло себя ущемленным в предпринимательской деятельности и решило искать защиты в управлении ФАС. На рассмотрении дела директор «Посуда-центра» Светлана Золотаевская заявила, что ее магазин просто поставили в неравные условия торговли, по сравнению с другими розничными точками, так же расположенными в радиусе излюбленных мест скопления людей. Выручка в праздничные дни, по ее словам, значительно возрастает именно за счет продажи пива и прохладительных напитков в стеклотаре. В такие даты ее продавцы собирают до 80 тысяч рублей за смену, против 20-30 тысяч в обычные дни. К тому же, не понятно, чем не угодила городским властям та же минеральная вода в стеклянных бутылках, тоже включенная в «черный список»? И почему не попали в него алкогольные коктейли в жестяных банках и вина в тетрапаках? Светлана Александровна уверена, что потребительский комитет без каких бы то ни было законных оснований лишил ее предприятие дополнительного дохода, в то время как другие торговые точки в те же самые числа торговали «запрещенными» товарами, пользуясь искусственно созданными мэрией конкурентными преимуществами. Действительно, как показало доскональное расследование комиссии УФАС, подобных предписаний с запретами на торг алкоголем не получали многие магазинчики и кафе, дислоцирующиеся ничуть не дальше от бульвара Гагарина или сквера Кирова. Спокойно продолжали продавать пиво популярные в народе «Банька», «Фишка», «Мане», кафе «Венское» и другие теплые места. Им городские власти отчего-то запамятовали прислать ограничительные письма. Вот эта-то забывчивость и вменилась им в вину. Тем более, что в границы полномочий комитета по потребительскому рынку вообще не входит выдача хозяйствующим субъектам каких-либо предписаний. Представитель администрации, начальник отдела общепита в потребительском комитете Максим Волынец не мог не признать этот факт. - Действительно, таких полномочий у комитета нет, - сказал чиновник, - мы не можем ограничивать торговые предприятия в их работе. Поэтому и никаких санкций за неисполнение нашего предписания не предполагалось. А выдали мы его по просьбе ГУВД Иркутска, которое сетовало на резкий рост преступности, особенно среди молодежи, в дни массового отдыха. Служащий администрации добавил, что предписание основывалось на постановлении мэра Владимира Якубовского от 28 августа 2008 года, где содержится перечень торговых точек, которым в определенные, самые «разгульные» даты запрещается торговать спиртными напитками. Что ж, этот серьезный документ был пристально изучен антимонопольщиками на предмет соответствия конкурентному праву. Оказалось, что и в нем содержатся явные признаки ограничения конкуренции для одних предпринимателей – и создания преимуществ для других. Были разостланы соответствующие запросы в торговые точки, собраны надлежащие доказательства нарушения и принято адекватное решение. Мэрия областного центра признана нарушившей пункт 3части 1 статьи 15 закона «О защите конкуренции» (необоснованное и незаконное установление запретов на продажу). Ей предписано устранить это нарушение путем отмены как предписания потребительского комитета, так и постановления городского головы. - Мы готовы с пониманием отнестись к стремлению города печься о трезвости населения, - говорит Антон Смагин, директор ООО «Александровский парк» (развлекательный центр и ресторанчик «Одноклассники») – Мы добросовестно держались полученного запрета не только в оговоренные дни, но и 25 июня, когда большинство выпускников отмечали последний звонок. Разве плохо, если на улице меньше пьяных дебоширов? Конечно, это прошло не без некоторого ущерба для нашего имиджа. Как, к примеру, объяснить людям, которые пришли в бар, что у нас, извините, сегодня только кофе? Но, главное, чувствуешь себя одураченным, когда рядом с тобой другие кафе продолжают подавать горячительное. Это как-то несправедливо. Если ограничивать в торговле, так всех, а не кого-то выборочно. А то получается, оттого, что мы в те дни не продавали, у других было больше клиентов. Получается так. Хороши пафосные фразы в объяснениях мэрии по этому инциденту: «Администрация несет всю полноту ответственности за моральный и эстетический облик города, за спокойствие и безопасность проживающих в нем граждан, обеспечение защиты нравственности и здоровья людей и, прежде всего, молодежи». Но как быть с аксиомой: «Насильно трезв не будешь»? Особенно, если одних «виночерпиев» с гуляками разлучить, а других, напротив, к ним приблизить?