Здесь могла быть ваша реклама
29 января 2010, 08:00
Под угрозой ликвидации
Решение относительно ЗАО «Правовые стратегии бизнеса» Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Иркутской области вынесло 12 января. Антимонопольщики установили, что компания распространила недостоверную рекламу и преднамеренно нарушила закон. Как сообщил «Конкуренту» юрист Роман Буянов, подавший заявление в УФАС, «Правовые стратегии бизнеса» распространили буклеты, в которых сообщалось, что «все ООО должны быть перерегистрированы до 31 декабря 2009 года. В противном случае налоговые органы имеют право ликвидировать фирму». «Дело в том, что налоговики не могут сами ликвидировать юрлицо, они могут лишь обратиться с таким требованием в суд. Подобная реклама перед Новым годом была сплошь и рядом, поскольку вышло постановление о перерегистрации уставов юрлиц. Мы решили создать прецедент и заявили в УФАС», – рассказал Буянов. Сейчас в отношении «Правовых стратегий бизнеса» возбуждено административное дело и решается вопрос о привлечении фирмы к ответственности, сообщил «Конкуренту» заместитель руководителя УФАС по Иркутской области Александр Кулиш. По его словам, в случае признания вины компании ей грозит штраф в размере от 40 тыс. до 500 тыс. рублей. «Но поскольку это реклама не алкоголя и табака, то, вероятно, взыскивать по максимуму не будем», – добавил Кулиш.
В целом антимонопольщики отмечают увеличение количества выявленных нарушений рекламного законодательства. Под видом физических лиц жалобы, как правило, подают представители фирм-конкурентов. «Это законный метод борьбы на рынке», – уверен Кулиш. По его словам, прецедент с ЗАО «Правовые стратегии бизнеса» – тот редкий случай, когда рекламодатель хотел намеренно ввести в заблуждение клиентов. Как правило, Закон «О рекламе» нарушается «формально, из-за лени и разгильдяйства». Так, недавно завершилось дело компании «Wizard computers» о ненадлежащей рекламе, которое было возбуждено в прошлом году. Фирма выпустила в эфир одного из телеканалов рекламу: «Сто лет на рынке расходных материалов». «Мы установили, что компания зарегистрирована в 2005 году. Но ребята захотели пошутить и умножили количество работников компании на число лет присутствия на рынке. В общем, своя математика получилась. В итоге УФАС признало рекламу недостоверной», – рассказал Кулиш. По его словам, трудность заключалась в том, что «Wizard сomputers» в ходе рассмотрения дела пыталась отказаться от своего заказа и переложить ответственность на рекламное агентство. «И действительно, для распространения рекламы не было соответствующего договора. Нашли платёжные документы, которые доказали, что рекламу фирма оплатила», – пояснил Кулиш. Сейчас «Wizard computers» обжалует решение в суде.
Группа риска
Пристально в УФАС следят и за рекламой медицинских товаров и услуг, алкоголя и нефтепродуктов. Так, например, недавно антимонопольщики вынесли решение в отношении компании «Сити». Фирма разместила в иркутском журнале «Big city life» («Сити» – его учредитель) рекламу винного клуба. «А пометка «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», которая должна занимать не менее 10% площади, отсутствовала, – рассказал Кулиш. – В ходе рассмотрения дела директор «Сити» Иван Вильчинский пытался ввести в заблуждение комиссию относительно виновных в распространении этой рекламы и доказать, что в УФАС попал контрольный экземпляр журнала из пробной партии, которая вышла тиражом всего 30 штук для рекламодателей». Но антимонопольщики доказали обратное: один из сотрудников буквально «нашёл на улице» ещё один аналогичный номер «Big city life». Плюс некоторые компании подтвердили УФАС получение журнала после его официального, а не «пробного» выхода. «Думаю, наше решение попытаются оспорить, но мы абсолютно уверены в своей правоте», – заверил Кулиш.
На особом счету антимонопольщиков торговля бензином – болезненная тема для Иркутской области. Так, ЗАО «Иркутскнефтепродукт» («дочка» ОАО «НК «Роснефть») было привлечено к административной ответственности. Компания распространила рекламу о скидке, которая не содержала достаточной информации. В частности, не было указано, что скидку не получают клиенты, которые расплачиваются «безналичкой». Сейчас решение УФАС «Иркутскнефтепродукт» оспаривает в арбитраже. «На очереди рассмотрение рекламы медицинских услуг и препаратов, которую выпускает в эфир ИГТРК, – рассказал Александр Кулиш. – Уже разбираемся с рекламой прибора «Омега». Но проблема в том, что это филиал компании, а не самостоятельная организация. Теперь выясняем, кто будет возбуждать и вести такие дела – мы или центральный аппарат».
Ты меня уважаешь?
Рекламные «ляпы», как правило, совершают сами рекламодатели, уверяют эксперты. В конце прошлого года, к примеру, УФАС провело с ГИБДД рейд по поводу рекламы на транспорте. В результате нашли рекламу пива «Балтика», которая размещалась на автомобилях этой компании, но не содержала предупреждений о вреде употребления. Кроме того, нарушался закон о нахождении такой рекламы в стометровых зонах от школ, детских садов и прочего», – рассказал Кулиш. В отношении «Балтики» УФАС готовится возбудить административные дела.
«В прошлом году часто встречались нарушения в пивной рекламе, – рассказал директор рекламного агентства «Ремадор» Денис Дорошенко. – В частности, из-за массового открытия точек продажи разливного пива в Иркутске. Многие заказывали баннеры, вывески, которые содержали призывы к употреблению и соответствующие изображения».
По словам директора рекламного агентства «Эдванс» Вадима Ценунина, «водочники» до сих пор просят не указывать в рекламе, что алкоголь вредит здоровью, но в таких случаях приходится отказывать клиентам. «Запрещённую рекламу отсекаем на первых этапах, тем не менее кое-что проскакивает, – признал Денис Дорошенко. – Так, два года назад производитель водки «Байкалфарм» заказал имиджевую рекламу – поздравление с 23 февраля, в которой был слоган вроде «чтобы мужчинам было теплее». В итоге рекламу сняли, а компанию оштрафовали». Впрочем, специалисты признают, что нарушения закона и грубые ошибки всё реже проскальзывают в печать и эфир. «Агентства боятся серьёзных штрафов и потихоньку перевоспитывают рекламодателей. Так что количество конфликтов в последнее время уменьшается», – резюмировал Ценунин.