• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Протокол от 30.03.2015

 

Протокол

Заседания экспертного совета по рекламе при Иркутском УФАС России

 

г. Иркутск                                                                                            30.03.2015 г.

 

Председательствовал: Кулиш Александр Владимирович – председатель экспертного совета, заместитель руководителя Иркутского УФАС;

 

Присутствовали:

 

Хансивирова Елена Назировна – заместитель председателя экспертного совета, начальник отдела контроля рекламы Иркутского УФАС;

 

Священник Павел Телегин – иерей Иркутской Епархии Русской Православной Церкви;

 

Мингалеев Фарид Мирзагитович – муфтий Иркутской соборной мечети.

 

Евладов Алексей Сергеевич – начальник департамента предпринимательства и развития потребительского рынка комитета по экономике администрации г. Иркутска;

 

Кичатинова Ольга Владимировна – преподаватель Международного института экономики и лингвистики ИГУ, доцент, кандидат филологических наук;

 

Сосновский Илья Захидович – доцент кафедры рекламы и PR Евразийского лингвистического института МГЛУ;

 

Боллигер Лариса Васильевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии НИ ИрГТУ;

 

Артемьева Ольга Аркадьевна – доктор психологический наук, доцент факультета психологии Евразийского лингвистического института МГЛУ;

 

Есипов Владислав Витальевич – заведующий кафедрой искусствоведения Института изобразительных искусств и социальных наук НИ ИрГТУ, доктор исторический наук, профессор.

 

Дунаева Виктория Витальевна – начальник отдела надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Иркутской области;

 

Рабинович Владимир Юльевич – заведующий кафедрой рекламы факультета сервиса и рекламы Евразийского лингвистического института МГЛУ, доцент, кандидат исторических наук;

 

Шолохов Андрей Викторович – доцент кафедры дизайна Института изобразительных искусств и социальных наук НИ ИрГТУ, кандидат искусствоведения, председатель союза дизайнеров Иркутской области;

 

Матренин Александр Николаевич – главный специалист Иркутского отделения Российского Детского Фонда;

 

Самсонова Альбина Васильевна – заместитель председателя Иркутского областного Совета женщин.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                             

Председатель А.В. Кулиш открыл заседание, огласил повестку заседания. Для обсуждения было предложено 4 рекламных продукта:

 

1.                      Реклама салона женского белья «Татюр»;

2.                      Реклама радио «Радио»;

3.                      Реклама «Эротические фантазии по телефону»;

4.                      Реклама «Vodka bar».

 

 

I.                      Реклама салона женского белья «Татюр», содержащая изображение женщины в нижнем белье.

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратился рекламодатель с просьбой рассмотреть на заседании экспертного совета рекламу салона женского белья «Татюр», размещение которой планируется осуществлять на территории  г. Иркутска,  и оценить соответствует ли данная реклама нормам действующего рекламного законодательства.

 

Мнения членов экспертного совета:

 

Кулиш А.В. отметил, что подобного рода рекламы неоднократно рассматривались экспертным советом.

 

Шолохов А.В. указал, что в данном случае играет важную роль место распространения рекламы. Так, распространения данной рекламы в детских дошкольных учреждения вызовет большую волну негатива. При этом, размещение рассматриваемой рекламы в месте нахождения салона «Татюр», будет выглядеть как объявление или информация для потенциального покупателя об имеющихся товарах или услугах.  Для оценки данной рекламы необходимы дополнительные сведения о цели и месте её распространения.

 

Артемьева О.А. пояснила, что в рекламе используется образ сидящей на скамейке женщины, демонстрирующей нижнее белье. Реклама также содержит изображение автомобиля. Таким образом, изображения скамейки и автомобиля погружают потребителей рекламы в атмосферу улицы. Следовательно, в данной рекламе женщина в нижнем белье демонстрирует себя и нижнее белье на улице. У женщины отсутствует верхняя одежда. Вместе с тем, она себя комфортно чувствует. С учетом данных обстоятельств, реклама является противоречивой и двусмысленной. Главное содержание рекламного сообщения состоит в том, что в нижнем белье можно находиться на улице и чувствовать себя комфортно. Действительно, в данном случае имеет значение место распространения рекламы. Так, в результате распространения рекламы на улицах города, несовершеннолетние лица будут расценивать подобное изображение как норму поведения или модель для подражания.

 

Рабинович В.Ю. указал, что реклама не содержит нарушения законодательства о рекламе.

 

Шолохов А.В. отметил низкий уровень качества рекламы.

 

Сосновский И.З. выразил мнение о том, что идейная композиция рекламы является неудачной.

 

Павел Телегин пояснил, что ему, как жителю г. Иркутска, приходится видеть рекламу женского белья, салонов женского белья. Рассматриваемая реклама в отличие от иных подобных реклам в меньшей степени затрагивает сексуальную сферу, поскольку поза женщины, демонстрирующей нижнее белье, не является явно откровенной. Вместе с тем, образ дозволенности в общественном месте закладывается в подсознании потребителей данной рекламы.

 

Мингалеев Ф.М. указал, что распространение рекламы подобного рода допустимо только в торговых павильонах, реализующих рекламируемую продукцию.

 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама оскорбительный и непристойный образ, члены экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

«Да, содержит» - 2 эксперта.

«Нет, не содержит» - 13 экспертов.

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать отсутствие в рассматриваемой рекламе непристойных и оскорбительных образов.

Рекомендовать не распространять указанную рекламу вблизи детских учреждений.

 

 

II.     Реклама радио «Радио», содержащая изображение полуобнаженного мужчины, а также следующие выражения: «Просыпаться с ним приятно», «иркутские VAS будители».

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что рассматриваемая реклама распространялась на рекламной конструкции, установленной по ул. Партизанской в районе ТЦ «Карамель» (г. Иркутск, ул. Партизанская, 36).

 

Артемьева О.А. указала, что выражение «Просыпаться с нами приятно» является рекламным слоганом радио «Радио». В правом верхнем углу рассматриваемой рекламы содержится фраза «VAS будители», которую можно рассматривать в двух контекстах. В медиа сфере слово «VAS» - это определенный термин. Однако, для человека незнакомого с данной средой выражение «VAS будители» представляет собой игру слов «VAS» и «будители», которые при произношении воспринимаются как одно слово «возбудители». Выражение «С нами приятно просыпаться» имеет широкий смысл. Вместе с тем, используемое в рекламе изображение обнаженного мужчины конкретизирует смысловую нагрузку указанного выражения, разъясняя, что просыпаться приятно с этим мужчиной. Таким образом, в рассматриваемой рекламе используется непристойное изображение, порочащее интимные отношения. При этом, необходимо учитывать то, что реклама распространена  на рекламной конструкции, установленной вблизи торгового центра. Следовательно, она адресована и доступна всем возрастным категориям, в т.ч. детям и подросткам. В данном случае, речь  идет об очередном непристойном образе, который содержится на улицах города Иркутска.

 

Боллигер Л.В. отметила, что с психологической точки зрения реклама представляет опасность, поскольку изображение подобного рода воспринимается молодым поколением как модное, приличное, достойное.

 

Сосновский И.З. указал, что стереотипный образ мускулистого мужчины, изображенного в рекламе, формирует у женщин представление о том, с кем приятно просыпаться. Данный образ дискредитирует мужчин с точки зрения того, что есть личность мужчины.

 

Матренин А.Н. отметил, что в силу различных обстоятельств каждый человек воспринимает данное изображение индивидуально. Однако, рассматриваемая реклама может побуждать мужчин к тому, чтобы  приобрести такую же физическую форму как у изображенного в рекламе мужчины. У женщин реклама может формировать представление о том, каким должен быть мужчина.

 

Рабинович В.Ю. указал, что экспертный совет неоднократно рассматривал подобные изображения, которые сопровождались различной текстовой информацией. В данном случае, использование каждого элемента рекламы в отдельности не влечет нарушение закона. Однако, контекст указанной рекламы является нарушением морально - нравственных устоев, оскорбительным для определенных социальных групп, тем самым служит основанием для признания рекламы ненадлежащей.

 

Павел Телегин отметил, что реклама затрагивает фундаментальные ценности нашего общества, а именно - семейные отношения. Русская православная церковь, как и любая традиционная религия, выступает за устойчивые семейные отношения. Если общество идет в другом направлении, то это приводит к разрушению семьи и государства. Используемый в рекламе слоган «Просыпаться с ним приятно» затрагивает интимные отношения. В рекламе содержится изображение обнаженного мужского тела (торса, без головы), т.е. плоть без души, личности. Таким образом, реклама призывает получать удовольствие телесное, забыв про верность, целомудрие, душу. Таким образом, реклама является ненадлежащей.

 

Шолохов А.В. выразил мнение о том, что любая наружная реклама имеет существенный недостаток: её потребителями являются все категории населения. В рассматриваемой рекламе радио визуализировано в образе торса обнаженного мужчины. Исходя из места и способа распространения рекламы, следует, что её потребителями является не только целевая аудитория радио «Радио», но другая категория людей, которая не воспринимает юмористический контекст рекламы. Использование сексуальных образов должно быть ограничено. Распространение рассматриваемой рекламы с использованием рекламных конструкций  является не допустимым.

 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама оскорбительные и непристойные образ и выражение, члены экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

«Да, содержит» - 13 экспертов.

 

«Нет, не содержит» - 2 эксперта.

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать наличие в рассматриваемой рекламе оскорбительных и непристойных образа и выражения.

 

III.                Реклама «Эротические фантазии по телефону», содержащая изображение женщины в нижнем белье.

 

Председатель экспертного совета по рекламе – Кулиш А.В. доложил информацию о том, что рассматриваемая реклама была обнаружена в г. Иркутске.

 

Артемьева О.А. указала, что данная реклама содержит непристойное изображение, порочащее интимные отношения, которое можно квалифицировать как распространение порнографии. При этом, реклама является наружной, следовательно, она доступна для всех категорий населения.

 

Рабинович В.Ю. отметил, что существуют судебные акты, запрещающие размещение подобных реклам, за исключением специально предназначенных публикаций, журналов. Данная реклама является однозначно ненадлежащей.

 

Павел Телегин указал, что реклама является скрытой пропагандой проституции.

 

  

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама оскорбительные и непристойные образ, выражение члены экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

«Да, содержит» - 15 экспертов.

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать наличие в рассматриваемой рекламе непристойных и оскорбительных образа и выражения.

 

IV.                Реклама «Vodka bar», распространенная в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».

 

 

Шолохов А.В. выразил мнение о том, что в указанной рекламе использована ненормативная лексика и непристойные изображения.

 

Павел Телегин отметил, что реклама содержит ненормативное  слово, обозначающее продажных женщин. В результате, исходя из текста рекламы, можно сделать вывод о том, что в данном случае речь идет об организации и содержании притона.

 

По вопросу о том, содержит ли рассматриваемая реклама оскорбительные и непристойные образы и выражения, члены экспертного совета проголосовали следующим образом:

 

«Да, содержит» - 15 экспертов.

 

По итогам обсуждения, Экспертный совет решил:

 

Признать наличие в рассматриваемой рекламе непристойных и оскорбительных образов и выражений.

 

 

Председатель совета                                                                             А.В. Кулиш

 

 

Дата проведения Совета: 
30 марта 2015, 08:59