Государство сказало «нет» дешевой водке

– Уважаемые участники, как можно оценить ситуацию на алкогольном рынке на сегодняшний день? Заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области Геннадий Истомин (из-за изменения графика принял участие в заседании с помощью конференц-связи): – В последнее время мы наблюдаем все большую алкоголизацию населения, причем картину эту во многом портит пиво, которое стало очень доступным и которое рекламируется повсеместно. Я считаю, что нормы, определяющие правила торговли спиртными напитками, а также регламентирующие рекламу таких товаров, должны стать строже. Сейчас, думаю, наиболее важным является инициатива президента, направленная на снижение потребления алкоголя. Что касается введения минимальной цены – я не уверен, что мера полностью решит проблемы на алкогольном рынке, но это определенный сдвиг. – Какой эффект от такой меры можно ожидать? Генеральный директор ОАО «Байкалфарм» Михаил Матханов: – Важно не то, какие меры принимаются, важно, как они исполняются. Также и с этим приказом – пока за нарушением не последует серьезное наказание, стопроцентной отдачи от нововведения рынок не получит. И наказание должно быть вплоть до уголовного. Штраф, даже в полмиллиона рублей, рано или поздно отработается, а вот несколько дней в КПЗ и запись о привлечении к уголовной ответственности – это удар и по нервам, и по будущей карьере, о такой перспективе каждый задумается. Что же касается отдачи от этого приказа, то собираемость налогов, например, может даже незначительно сократиться в первое время. Но налогами регион мы, производители, способны поддержать и сами – только наш завод в Тельме выпустит в 2010 году около 200 тыс. дал продукции, акцизы с которых будут уплачены в казну области. – Что касается поддержки местного производителя – насколько мера может быть эффективной? Коммерческий директор ЗАО «АНГАРА» Андрей Пушкарев: – Мы на своем предприятии – единственном в области, в целом поддерживаем государственные антиалкогольные инициативы и меры по предупреждению нелегального оборота алкогольной продукции. Что же касается соблюдения минимальной цены на водку – считаем, что одной этой мерой проблемы ни с объемами потребления, ни с контрафактной продукцией не решить. Утверждение нижнего ценового порога на продажу водки, напротив, может привести к увеличению доли нелегального производства. Теневой алкогольный бизнес может стать еще более привлекательным для розничных продавцов. Есть же сейчас магазины, где проходят своеобразные «акции»: «Купи бутылку водки определенной марки и вторую получи в подарок». Как быть в этом случае с минимальной ценой? Конечно, если подобные методы будут искоренены из торговли, мы, местные производители, сможем лучше конкурировать с привозными дешевыми продуктами. А покупатель задумается о том, что, может, лучше купить продукцию завода, которую знаешь, а не привезенную из неведомо какой республики… – То есть вы считаете подобные акции нарушением… У нас в гостях есть представитель контролирующего органа, что он на это ответит? Заместитель руководителя иркутского управления ФАС России Александр Кулиш: – Да, здесь описывается фактически противоправная маркетинговая акция, которая может рассматриваться как акт недобросовестной конкуренции. Здесь технология очень простая: столкнулись с подобной ситуацией – пишите заявление в нашу структуру от потребителей либо от любого другого участника рынка. Дальше последуют санкции. Депутат Законодательного Собрания Иркутской области Антон Романов: – У меня предложение к производителям – почему бы вам, тем, чье производство расположено на территории области, не создать саморегулируемую организацию и не ввести контроль за торговыми сетями? Кроме этого, я считаю, в городе нужно выделить зоны, свободные от алкоголя – это районы, где сконцентрирована студенческая молодежь. – Это предложение, кажется, тоже потребует экспертизы контролирующих органов… Александр Кулиш: – Боюсь, что подобная инициатива не пройдет. Есть живой пример: попытка прекратить торговлю пивом в районе набережной в Иркутске была признана противоречащей федеральному законодательству. Как только кто-то из хозяев торговых точек, работающих на указанной вами территории, подаст заявление в суд, тот отменит действие такого постановления, кто бы его ни подписал. Пока не будут внесены соответствующие изменения в федеральное законодательство, такие решения можно принимать только на добровольной основе. – У нас присутствуют и представители общественной организации, ведь часто бывает так, что там, где у государства не хватает ресурсов, чтобы повлиять на ситуацию, ее могут исправить сами люди, просто договорившись о каких-то нормах поведения. Генеральный директор некоммерческого партнерства товаропроизводителей и продавцов «Байкальское качество» Андрей Цветков: – Хочу обратить внимание всех присутствующих, что опыт такой работы – в форме добровольного партнерства – уже есть, можем показать на нашем примере. И нужно отметить, что когда отношения действительно партнерские и договорные, результат получается хороший. Так, например, после того как в Красноярском крае товаропроизводители и продавцы установили правила игры, собираемость налогов выросла на 20%. Подобное партнерство – очень хороший способ борьбы за чистоту рынка. Кроме этого на добровольных началах мы можем организовать сертификацию, которая будет проводиться с проверками качества и легальности. Я надеюсь, что наши ряды пополнятся местными производителями и продавцами. – Хорошо, есть еще один немаловажный вопрос – качество продукции. Как следить за ним, изменится ли что-то в процедурах контроля? Генеральный директор ОГУП «Центр контроля качества» Инга Колесова: – Я бы отметила, что указанная мера по установлению минимальной цены вряд ли сможет повлиять на возможность потребителя найти качественный продукт. В этом направлении, может быть, наше предложение сработает лучше – мы предлагаем добровольно пройти сертификацию и получить знак «Байкальская марка качества». Он наклеивается на каждую упаковку товара и говорит о том, что товар проверен на предмет соответствия требованиям ГОСТов и проведена экспертиза документов. Если мы будем поддерживать на должном уровне авторитет этой марки, то потребитель будет уверен, что продукция действительно проверена и безопасна. – Вопрос к представителям антимонопольной службы – как вы относитесь к таким методам контроля со стороны общественных организаций? Александр Кулиш: – Я считаю, что наличие таких организаций полезно в том смысле, что не всегда производитель может написать жалобу на торговую сеть, например, от себя – он рискует лишиться продаж в этой сети, а если с претензией выступила организация, в которой много участников рынка, такая ситуация вряд ли возникнет. – Если сформулировать кратко, на какие меры должно пойти государство, чтобы рынок избавился от теневой составляющей и присутствие суррогатов на нем свелось к минимуму? Михаил Матханов: – Для того чтобы все встало на свои места и по налогам, и по качеству продукции, нужно сделать три вещи. Ввести минимально возможный объем производства на одну лицензию, а то по стране огромное количество «неработающих» заводов, у хозяев которых на руках лицензии. А мы удивляемся, откуда столько нелегальной водки. Должно быть так: нет задекларированного производства – лицензия сдается на ответхранение. Нашел нишу, запустил продукт – лицензия возвращается. Ввести уголовную ответственность за незаконный оборот – слава богу, в отрасли осталось очень мало людей, способных за деньги на все, и перспектива получить обвинение по уголовной статье или даже реальный срок – даже небольшой – отрезвит тех, кто хочет играть нечестно. И главное – не разводить шумиху вокруг этой темы, а действовать. Даже вот эта первая мера по введению минимальной цены уже может позволить достичь многого, если по мере выявления нарушений будут вводиться санкции и об этом проинформируют всех участников рынка. Я думаю, что по первым двум пунктам какие-то изменения произойдут уже к лету, я надеюсь на это. А судьба третьего от нас зависит. Сергей Костромитин Справка По предварительным данным минфина Иркутской области, в региональный бюджет за 2009 год поступило 9,16 млн рублей от местных производителей крепких (свыше 25 объемных долей спирта) напитков и 948,5 млн рублей через УФК Смоленской области – уполномоченный территориальный орган по распределению акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию.